Музей-панорама «Бородинская битва»
Я живу в Москве в районе «Дорогомилово». Если в моем районе происходят какие-нибудь значительные события, то я спешу узнать о них подробнее и, конечно, рассказать своим любимым читателям. 6 марта был открыт после реставрации Музей-панорама «Бородинская битва». Я была там давно, еще в школьные времена, и с огромным удовольствием посетила панораму сейчас. Впечатление потрясающее, это – наша русская история, наше культурное наследие, о котором мы в суете будней и не вспоминаем даже, а ведь люди боролись и умирали за свободу своего Отечества. Этого забывать нельзя!
Франц Алексеевич Рубо и его главное творение — панорама «Бородинская битва»
Создателем Бородинской панорамы является Франц Алексеевич Рубо – выдающийся русский художник-баталист. Он родился 3 июня 1856 года в Одессе, в семье небогатого коммерсанта, родом из Франции. Сначала он учился в Одесской рисовальной школе, затем для продолжения образования уезжает в Мюнхен. В 1883 году он заканчивает королевскую Баварскую академию художеств, женится и продолжает жить в Мюнхене в своем доме. Но живя в Германии, Рубо часто путешествует по России, пейзажи которой вдохновляют его на новые произведения. Наибольшую известность принесли ему три панорамы.
Панорама — особый вид изобразительного искусства. Это – огромное живописное полотно, расположенное по замкнутому кругу. В России первая батальная панорама появилась в конце 19-го века, это был «Штурм аула Ахульго». Создателем ее был Франц Рубо. Панорама с успехом была представлена в Мюнхене, Париже, Севастополе, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. К сожалению, она не сохранилась.
К 50-летию Крымской войны Франц Рубо написал панораму «Оборона Севастополя». Во время Великой Отечественной войны панорама пострадала так, что восстановить ее было невозможно, и она была написана заново. Сейчас она экспонируется в Севастополе.
В 1909 году в России начинается подготовка к празднованию 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года. Франц Рубо предлагает создать панораму, посвященную подвигу русского народа. Художник тщательно собирает и изучает иконографические и исторические материалы. Его военным консультантом становится генерал Б.М.Колюбакин. Подготовкой сюжета занимается В.А.Афанасьев. Он предлагает показать на панораме события, происходившие последовательно с 10 часов утра до полудня. Это бои на Семеновских флешах, на которых сражались войска под командованием П.И.Багратиона, известная контратака Уфимского полка во главе А.П.Ермолова, рейд кавалеристов Уварова и казаков Платова в тыл неприятеля.
В апреле 1910 года Рубо и Афанасьев выезжают на Бородинское поле, изучают сохранившиеся укрепления, посещают Спасо-Бородинский монастырь, общаются с местными жителями. Рубо предлагает центром обзора сделать деревню Семеновское. План творческой работы художника полностью определился, но финансирования еще не поступало. Рубо уезжает в Мюнхен и начинает писать эскиз панорамы на свой страх и риск. Готовый эскиз художник направляет для утверждения в Царское село Николаю Второму, который эскиз не подписывает, так как на нем изображены события происходившие в разное время, а это является нарушением исторической правды. Рубо предлагается эскиз переделать.
Весной 1911 года с художником наконец-то был подписан контракт. На предложенные 120 тысяч рублей (Николай Второй лично ассигновал 50 тысяч рублей) Рубо должен был построить павильон в Мюнхене, заплатить консультантам, изготовить панораму, привести ее в Москву и установить. Художник написал панораму к маю 1912 года в невероятно короткий срок — за 11 месяцев. В июне все детали предметного плана и холсты отправили в Москву на специальных платформах.
Долго обсуждался вопрос нахождения здания с панорамой. Предлагались самые различные места – у храма Христа Спасителя, у Кремля, на Ходынском поле, на Миусской площади. В конце концов остановились на Чистопрудном бульваре, где должны были построить временное здание на один сезон, а потом заменить его каменным. В июле 1912 года строительство было завершено, около месяца заняла работа по установке огромного полотна 115 х 15 метров. Так завершилась работа Франца Алексеевича Рубо над третьей, лучшей своей панорамой, которой он отдал много сил и здоровья. В конце 1913 года он уезжает в Мюнхен для лечения. Из-за Первой мировой войны Рубо теряет связь с родиной. Скончался художник в 1927 году.
Рассказ об изображенных на панораме баталиях я продолжу в следующей записи.
В детстве после пятого класса, я с мамой и тетей поехали в Москву, там учился сын тети (кстати, теперь профессор, автор учебников по физвоспитанию в России). И одна наша экскурсия была именно на Бородинскую панораму. Впечатлила — это не то слово. Очень понравилось, очень интересно и красиво. Сейчас я, пожалуй, другими глазами бы глядела, уже восхищали бы исторические моменты. какие-то детали. Панораму запомнила, даже спустя более сорока лет помню.
Ирина, я тоже первый раз была на экскурсии в Бородинской панораме, когда еще в школе училась, и помню сильное впечатление до сих пор. Но сейчас панораму отреставрировали и снабдили современным оборудованием. Когда осматриваешь панораму, на поставленных в зале экранах можно прочитать, какие полки и под чьим руководством находятся в этой части панорамы. И сейчас стало еще интереснее!
запомню и обязательно схожу, когда буду в Москве
Посмотрите обязательно, когда будет возможность!
В свое время приходилось быть на экскурсии в музее панораме «Бородинская битва». Впечатляет конечно. Трудно сейчас представить какую роль сыграла эта битва в истории нашей страны.
Фамилию Франца Рубо я, конечно, знал и был в панораме «Оборона Севастополя» после Крымской практики, учась во МГРИ, в шестидесятые годы. Детали же биографии Франца Рубо мне не известны и за это спасибо.
Не знала, что 6 марта было открытие. Спасибо!
Надо бы детей отвести. Но думаю, что сейчас народу очень много.
Я была в будний день, народу было мало. В выходные, конечно, побольше. Мне очень понравилось. Музей интересный, обязательно напишу о музейных залах.