Художественные сокровища России. Иконы
Я побывала в новой художественной галерее «Центр искусств. Москва», рассказала о малоизвестных картинах великих художников в статье «Художественные сокровища России». Но вот об иконах на этой выставке нужно рассказывать отдельно, ничего подобного я раньше не видела. Как, какими словами можно описать чудесные божественные изображения, созданные великими русскими мастерами, украшенные красочными каменьями и эмалью?
![Богоматерь Владимирская (в окладе). Конец XIX -начало ХХ века, Москва Оклад - фабрика С.И. и В.И.Захаровых Богоматерь Владимирская (в окладе). Конец XIX -начало ХХ века, Москва Оклад - фабрика С.И. и В.И.Захаровых](http://dorogi-k-hramu.ru/wp-content/uploads/2016/01/2-1Bogomater-Vladimirskaya-v-oklade.-Konets-XIX-nachalo-HH-veka-Moskva-Oklad-fabrika-S.I.-i-V.I.Zaharovyih.jpg)
Богоматерь Владимирская (в окладе). Конец XIX -начало ХХ века, Москва Оклад — фабрика С.И. и В.И.Захаровых
Выставочный проект «Художественные сокровища России» — беспрецедентное событие в культурной жизни Москвы, да и, пожалуй, всей России. О картинах великих мастеров, показанных в этой экспозиции, я рассказала в отдельной статье, обязательно почитайте. Об иконах особая речь. Они создавались в XIX веке или начале ХХ-го. Иконы эти принадлежат частным коллекционерам, и не выставлялись для зрителей более ста лет.
![Богоматерь Владимирская (в окладе). Конец XIX-начало ХХ века. Москва. Оклад - мастерская И.Ф.Тараброва Богоматерь Владимирская (в окладе). Конец XIX-начало ХХ века. Москва. Оклад - мастерская И.Ф.Тараброва](http://dorogi-k-hramu.ru/wp-content/uploads/2016/01/2Bogomater-Vladimirskaya-v-oklade.-Konets-XIX-nachalo-HH-veka.-Moskva.-Oklad-masterskaya-I.F.Tarabrova.jpg)
Богоматерь Владимирская (в окладе). Конец XIX-начало ХХ века. Москва. Оклад — мастерская И.Ф.Тараброва
Иконы богато украшены окладами с драгоценными металлами, серебра с позолотой, с элементами эмали и с драгоценными камнями. В это время расцветает ювелирное искусство, мастера которого занимаются исключительно украшением иконы. Разнообразна техника эмали. Зрители увидят и перегородчатые эмали, и расписные эмали, и выемчатые эмали, все виды эмали, которыми богата история русского ювелирного искусства.
На выставке вы увидите, любезный мой читатель, изделия большинства известных ювелирных фабрик, выпускавших драгоценные оклады и киоты к иконам. Убором иконы является риза или оклад. Слово «оклад» появляется только в XVI веке. К тому же времени относится церковно-славянское слово «риза», то есть одеяние.
Икона Божьей Матери Касперовская изготовлена в Москве в мастерской золотых и серебряных дел Ивана Тараброва. Серебряный оклад иконы создан с использованием сложных техник: это перегородчатая горячая эмаль и роспись по эмали, скань, золочение, чеканка, гравировка и ручная полировка. Оклад полностью позолочен, кроме фрагментов ризы Богородицы.
![Богоматерь Казанская (в окладе). Начало ХХ века, Москва (после 1908 года). Оклад - мастерская С.И.Жарова Богоматерь Казанская (в окладе). Начало ХХ века, Москва (после 1908 года). Оклад - мастерская С.И.Жарова](http://dorogi-k-hramu.ru/wp-content/uploads/2016/01/7-1Bogomater-Kazanskaya-v-oklade.-Nachalo-HH-veka-Moskva-posle-1908-goda.-Oklad-masterskaya-S.I.ZHarova.jpg)
Богоматерь Казанская (в окладе). Начало ХХ века, Москва (после 1908 года). Оклад — мастерская С.И.Жарова
Образ Богоматери Касперовская — один из почитаемых как чудотворный образ. Это византийский канонический тип иконы, получивший название «Умиление». Икона Богоматери Касперовская считается покровительницей морского и воздушного флота. Во время войн в Одессе, Севастополе, Херсоне ею благословляли войска, огневые батареи, им напутствовали сестер милосердия.
Дизайн интерьера выставочного помещения необычен, а создавал его Жюльен Боаретто, правнук Галы, жены и музы Сальвадора Дали. Вот как все необычно и загадочно переплетается в нашей жизни. Особая благодарность Николаю Меркурьеву и Марине Барановой за знакомство с иконами выставки «Художественные сокровища России». Особые слова благодарности я адресую автору проекта и главному создателю галереи «Центр искусств. Москва» Андриану Мельникову, а также директору по развитию Евгению Егорову.
![Святитель Николай Чудотворе (в окладе). Первая половина XIX века, Ветка. Оклад - рубеж XIX-XX веков. Мастерская И.Ф.Тараброва Святитель Николай Чудотворе (в окладе). Первая половина XIX века, Ветка. Оклад - рубеж XIX-XX веков. Мастерская И.Ф.Тараброва](http://dorogi-k-hramu.ru/wp-content/uploads/2016/01/8Svyatitel-Nikolay-CHudotvore-v-oklade.-Pervaya-polovina-XIX-veka-Vetka.-Oklad-rubezh-XIX-XX-vekov.-Masterskaya-I.F.Tarabrova.jpg)
Святитель Николай Чудотворе (в окладе). Первая половина XIX века, Ветка. Оклад — рубеж XIX-XX веков. Мастерская И.Ф.Тараброва
Выставка «Художественные сокровища России» открыта до 14 февраля 2016 года, вы еще успеете ее посетить. Не забудьте, выходной день — понедельник. Часы работы с 10 часов до 17 часов. Во вторник пенсионеры могут пройти на выставку бесплатно. Полная стоимость билета 450 рублей, пенсионерам и школьникам 150 рублей, студентам 250 рублей, детям до 7 лет бесплатно. Если вы хотите посмотреть выставку с помощью виртуального гида, доплатите 300 рублей.
![Равноапостольные Кирилл и Мефодий )в окладе). Конец XIX века, Москва. Оклад - мастерская В.И.Тарасова Равноапостольные Кирилл и Мефодий )в окладе). Конец XIX века, Москва. Оклад - мастерская В.И.Тарасова](http://dorogi-k-hramu.ru/wp-content/uploads/2016/01/10Ravnoapostolnyie-Kirill-i-Mefodiy-v-oklade.-Konets-XIX-veka-Moskva.-Oklad-masterskaya-V.I.Tarasova.jpg)
Равноапостольные Кирилл и Мефодий )в окладе). Конец XIX века, Москва. Оклад — мастерская В.И.Тарасова
«Центр искусств. Москва» расположен на территории комплекса Храма Христа Спасителя, входить нужно через сквер. Адрес Центра — улица Волхонка, 15. Проезд до метро Кропоткинская.
![Святая Троица (Гостеприимство Авраама) (в окладе) 1896 год, И.С.Чириков, Москва. Оклад - мастерская Н.В.Немирова-Колодкина Святая Троица (Гостеприимство Авраама) (в окладе) 1896 год, И.С.Чириков, Москва. Оклад - мастерская Н.В.Немирова-Колодкина](http://dorogi-k-hramu.ru/wp-content/uploads/2016/01/17Svyataya-Troitsa-Gostepriimstvo-Avraama-v-oklade-1896-god-I.S.CHirikov-Moskva.-Oklad-masterskaya-N.V.Nemirova-Kolodkina.jpg)
Святая Троица (Гостеприимство Авраама) (в окладе) 1896 год, И.С.Чириков, Москва. Оклад — мастерская Н.В.Немирова-Колодкина
![Спас Нерукотворный (в окладе). Начало ХХ века (после 1908 года), Москва. Оклад - мастерская Д.Л.Смирнова Спас Нерукотворный (в окладе). Начало ХХ века (после 1908 года), Москва. Оклад - мастерская Д.Л.Смирнова](http://dorogi-k-hramu.ru/wp-content/uploads/2016/01/20Spas-Nerukotvornyiy-v-oklade.-Nachalo-HH-veka-posle-1908-goda-Moskva.-Oklad-masterskaya-D.L.Smirnova.jpg)
Спас Нерукотворный (в окладе). Начало ХХ века (после 1908 года), Москва. Оклад — мастерская Д.Л.Смирнова
![Святитель Петр Митрополит Московский (в окладе), после 1913 года, Москва. Оклад - мастерская Д.Л.Смирнова Святитель Петр Митрополит Московский (в окладе), после 1913 года, Москва. Оклад - мастерская Д.Л.Смирнова](http://dorogi-k-hramu.ru/wp-content/uploads/2016/01/21Svyatitel-Petr-Mitropolit-Moskovskiy-v-oklade-posle-1913-goda-Moskva.-Oklad-masterskaya-D.L.Smirnova.jpg)
Святитель Петр Митрополит Московский (в окладе), после 1913 года, Москва. Оклад — мастерская Д.Л.Смирнова