Апокалипсис. Выставка работ Альбрехта Дюрера. Государственный Музей архитектуры им.А.В.Щусева
В Государственном Музее архитектуры им. А.В.Щусева в здании «Аптекарского приказа» открылась выставка гравюр великого художника Альбрехта Дюрера (1471-1528). Поскольку приближается дата конца света (не буду ее называть, чтобы не травмировать несведущих), то я советую всем, кто интересуется этим вопросом, постараться посетить эту выставку, но предварительно прочитать эту статью, ДАБЫ ВСЕ ПОНЯТНО БЫЛО. На выставке представлена знаменитая серия гравюр «Apocalypse», которая является наиболее выдающимся творением великого мастера.
Альбрехт Дюрер — Апокалипсис
Апокалипсис – это последняя книга Нового Завета, пророчествующая о конце времен. Это греческое слово переводится как «откровение», поэтому «Апокалипсис» иначе именуется «Книгой Откровения», или «Откровением Св.Иоанна Богослова». По церковному преданию, он был написан одним из двенадцати апостолов Христа, евангелистом Иоанном, пребывавшем в ссылке за веру на острове Патмос в Эгейском море, к югу от города Эфеса.
Книга начинается с посланий семи церквам Азии, в которых сообщается о том, что «время близко» и что близится пришествие Мессии, а значит, Страшный суд. На страшном суде воздастся по заслугам душам грешным и праведным. Далее в Апокалипсисе начинается величественное повествование о том, чему надлежит «быть вскоре». И именно этим событиям посвящены гравюры Альбрехта Дюрера.
Пугающие, несоразмерные человеческому бытию явления, описанные в Откровении, дали повод связывать слово «апокалипсис» исключительно со страшными бедствиями и катаклизмами. Но его содержание отнюдь не сводится к картинам катастроф и гибели всего мироздания. Текст Апокалипсиса, пророчащий страшный конец Вселенной, пришествие антихриста и Страшный суд, говорит также о наступлении Царства Божьего. Последние главы Откровения, посвященные описанию райского Небесного града, звучат торжествующе и одновременно утешительно.
Пророчество Апокалипсиса не могло оставить равнодушными никого из читавших его, и грозная весть о неизбежности конца мира и Страшного суда всегда волновала верующих. Эти настроения особенно обострялись в неблагополучные моменты европейской истории, и чаще всего – в связи с приближением круглых дат, завершающих значительный исторический период. Так было на рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры, так случилось и накануне наступления 1500 года, ровно в то время, когда был создан «Апокалипсис» Дюрера.
Серия из 15 листов была награвирована мастером в краткие сроки и издана в 1498 году. К моменту начала работы над ней 25-летний Дюрер только вернулся из путешествия по Италии. В родной стране его встретила неблагополучная картина: неурожаи, разорение, эпидемия чумы, крестьянские волнения. Повсюду говорилось о пророчествах Апокалипсиса и близком наступлении последних времен.
К счастью, до нас дошли великолепные гравюры, созданные гениальным мастером Альбрехтом Дюрером, и представленные на выставку из московской частной коллекции.
Гравюра открывает череду композиций, посвященных бедствиям, которым предстоит обрушиться на грешников, и которым посвящена значительная часть текста Апокалипсиса.
Эта гравюра чрезвычайно драматична по своему содержанию. В ней звучат две темы Апокалипсиса — торжества праведников и наказания грешников. Мученикам, чьи души под жертвенником видит Иоанн, раздаются белые одежды, символ их духовного триумфа в уготовленном им Царствии Небесном. Меж тем Агнец снимает шествую печать, и на грешную землю обрушиваются тягчайшие бедствия: землетрясения, затмение луны и солнца, огненный звездопад.
В композиции художника объединены несколько событий, последовательно описанных в тексте: получение труб ангелами, опрокидывание кадильницы с огнем на землю одним из ангелов, звуки первых четырех труб, вызывающие за собой страшные бедствия.
В этой гравюре представлен один из самых загадочных эпизодов Откровения. Откр.10:8-9:
И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною, и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле. И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка как мед.
Традиционно образ Жены, облеченной в солнце, ассоциируется с Марией, матерью Иисуса, а также с Церковью, так как далее в тексте говорится о потомках Жены – христианах. Дракон – олицетворение греха, зла, искушения, преодоленного и побежденного.
В этой гравюре Дюрера представлен один из ярких финальных эпизодов Апокалипсиса, предшествующий установлению Царства Божия и торжества праведников в Небесном Иерусалиме. Михаил с силой вонзает копье в горло дракона, а его соратники – ангелы, вооруженные мечами, щитами и луками, обрушиваются на его споспешников, также представленных в виде ужасных драконоподобных тварей.
Два зверя, вышедшие из моря и земли, интерпретируются как антихрист и лжепророк. Им поклоняются те, кто забыл истину, Слово Божие, кто грешен. В верхней части листа мы видим символически представленный Суд Божий. Тут нет взвешивания душ, отделения грешников от праведников, но есть серп в руках Бога и в руках ангела, дабы отделить зерна от плевел.
Вавилонская блудница, воплощение всякого греха, торжественно восседает на семиглавом звере. На ней роскошное платье, обнажающее плечи, головной убор знатной венецианки, в правой руке она держит богато украшенную чашу, и в целом образ ее столь прельстителен и обманчив, что никто в толпе, поклоняющейся ей, не обращает внимания на то, что она сидит на монстре, а чаша ее наполнена скверной. Но в Откровении говорится о неизбежности Божьего Суда, в результате которого все греховное и лживое будет повержено. В верхней части листа появляется ангел с жерновом, который он готовится бросить в море. Точно также падет Вавилон, город греха, и с ним блудница, пока еще обольщающая людей.
Это последняя композиция серии Дюрера, в которой наконец наступает умиротворение после всех страшных событий, представленных в предыдущих гравюрах. Сатана заточен, низвергнут в бездну, и занятно видеть огромный ключ в руках Ангела и настоящий люк над бездной, куда погружается искуситель. А в верхней части композиции другой ангел стоит на горе с Иоанном и показывает ему город, Небесный Иерусалим, уготованный праведникам.
Все картины кликабельны.
Государственный Музей архитектуры им.А.В.Щусева находится по адресу: Москва, ул.Воздвиженка, дом 5/25
Выставка открыта до 1 февраля 2013 года.
А то, как выполнены работы Дюрера! Это фантастика. Какая прорисовка деталей! Даже появилось желание Откровения Иоанна Богослова прочитать……..хочу обратно туда……
Да, Лариса, мне точно также захотелось прочитать Откровения Иоанна Богослова. Дюрер — необыкновенный мастер! Можно только восхищаться его работами.
Выставка необыкновенная! Шла, что бы просто написать рецензию (в университете по предмету Музееведение задали), но просто не смогла оторваться. Провела там полтора часа — и даже не почувствовала времени. Чума! Интересно, а выставку специально открыли, как раз, перед «концом света»?
Организаторами продумано все — помещение (Аптекарский приказ — лучше места просто не придумаешь), ход экспозиции, расположение Откровений (эта «гармошка»), даже освещение!!!!!!!!!! Я в восторге!!!!!!
Здравствуйте, Лариса! Я думаю, что организаторы выставки специально продумали вопрос о том, когда ее проводить. Я была сразу после открытия выставки, и народу было не так уж много. А сейчас как? Прекрасно выбрано место, это точно. Как замечательно изучать такой предмет, как Музееведение. А у Вас есть свой сайт, или Вы только еще подумываете над этим?
У А.Дюрера обалденные работы. такая прорисовка и вообщем то мне нарвится черно белое изображение, хотя имееются шикарные цветные полотна, портреты
О цветных работах Дюрера я бы хотела рассказать отдельно. Если получится, обязательно напишу!
Великолепный обзор, а тема Апокалипсиса — одна из самых сложных в искусстве и вообще в эзотерике. Удивительный мистический дар был у Дюрера!
Мало кто сейчас знает, что Апокалипсис, или Открове?ние Иоа?нна Богосло?ва, это название последней книги Нового Завета (в Библии). Но это еще более обширная тема!
Наконец-то и я просветилась, и самое главное как вовремя! Спасибо, огромное, тетя Валечка, а то ведь мы все в делах и работаем. Очень понравилось!
Юлечка, здравствуй, дорогая! Спасибо, что выбрала время для моего сайта. Заходи, когда сможешь. Знаю, что ты занята со своей принцессой, и еще работать успеваешь. Молодец!
Ничего вечного конечно нет, но нужно жить положительными эмоциями.
Дмитрий, я совершенно с тобой согласна. Положительные эмоции обязательны в нашей жизни, без них жить невозможно!
Во времена Аьбрехта Дюрера был насоящий чумовой Апокалипс, поскольку в Средние века вымерло от чумы половина населения Западной Европы, как это ни прискорбно.
Да, Людмила, я писала об этом страшном бедствии.
Валентина, спасибо Вам за проделанную работу: описание «Апокалипсиса» Дюрера и представление его картин. Об этом написано в Библии. Вот что меня удивляет, что люди совершенно ни в чем не раскаиваются и не боятся Божьего Суда, и почему то не стремятся жить под Его покровительством.
Да, Любовь, меня тоже это удивляет — люди не стремятся к раскаянию и не просят прощения. А конца света боятся…
Замечательная статья. Вам, Валентина, спасибо, за то, что пишите и дарите нам такие красивые статьи, картины. Видно, что автор все это делает с большой любовью. Успехов Вашему сайту
Людмила, огромное спасибо Вам за добрые слова. Конечно, я пишу обо всем с большой любовью и старанием.
Все ждём конца света! А статья замечательная…
Здравствуйте, Юрий! Вы, конечно, поняли, что статья приурочена к последним разговорам о конце света. Но так совпало, что сейчас открыта выставка гравюр Альбрехта Дюрера «Апокалипсис». Вот так и родилась эта статья.
И в прошлые века люди ждали конца света, о чем красочно повествует ваша статья, и ничего не случилось, думаю, что и нынешнего конца света не стоит бояться.
Я тоже так думаю, Любовь. Надеюсь, эта мысль проскакивает в моих статьях!
Хотел бы я посетить эту выставку. Мне нравиться эта тематика. Такие картины всегда впечатляют!
Здравствуйте, Илья! Выставка будет открыта до 1 февраля, если будет возможность, посетите ее обязательно.
Добрый день.
Лично я не верю в апокалипсис конец света.
Дмитрий, добрый день! Мне очень интересно твое мнение. Ты думаешь, что человечество будет существовать вечно?
Живем маленьком городке, поэтому лишены многих прелестей больших городов, таких как выставки, музеи, театры. В этом можно Вам позавидовать. Спасибо за виртуальную выставку.
Здравствуйте, Светлана! Благодарю Вас за добрые слова. Надеюсь, что Вы теперь будете заходить в гости и знакомиться с новостями моего сайта. Стараюсь, чтобы было интересно!
Значит есть надежда, Валентина!!! Интересно, что художник этим жил, представлял все это в голове, словно на яву. Как у него дела с головой обстояли, интересно…
Его портрет меня всегда поражает. Словно написан вчера
Нина, он был художником и ученым, так что с головой у него все нормально было. Не то, что у Гойи.
Ты имеешь в виду его автопортрет? Очень выразительный!
Я бы обязательно сходил посмотреть.
Дмитрий, какие проблемы? Выставка открыта до 1 февраля. Скоро зимние каникулы, Сапсан ходит регулярно. Хватай семью и в Москву!
Валентина. тоже решили «приобщиться» к всеобщему сумасшествию? одобрям 🙂
Алексей, Апокалипсис — вечная книга. И я решила посмотреть на «всеобщее сумасшествие» с совсем другой стороны :). А тут еще такая выставка редкая открылась, тут все и сошлось!
Совершенно справедливое напоминание всем о чистоте души и о её пороках. И в этом смысле чем больше людей занимает сейчас активную позицию проводников Света, тем мягче будут проходить очищающие нас и планету процессы. Спасибо Вам, Валентина, за эту замечательную статью!
Лада, спасибо Вам за добрые слова, потому как именно в эту статью я вложила много своих душевных сил. Очень хочется, чтобы люди стали добрее, светлее, радушнее, чище, и тогда нам никакой конец света не страшен :).
Валентина!Тема животрепещущая.Нельзя было её не попытаться раскрыть,и Вам это с блеском удалось.Кто только не говорит сегодня о конце света.А вот про Апокалипсис все забыли.Спасибо.
Спешу сообщить,что начала писать странички.Получилось,правда,коряво.Исправлю,что смогу.А вот комментарии,которые были уже,удалились.Жалко.
Тамара, я так рада, что теперь можно приходить к Вам в гости. О комментариях не переживайте, наберете новых, я уверена. До скорой встречи! И успехов Вам!
Смотрю на эти гравюры и просто слов нет. Каким великим талантом обладал Альбрехт Дюрер, создавая настолько живые картины и передавая их настроение всего в двух цветах. Увидеть эти шедевры в живую было бы неплохо.
Василий, выставка будет открыта до 1 февраля 2013 года, у Вас еще есть время 🙂
Анна, спасибо за Вашу высокую оценку!
Действительно, без подробного описания, гравюры, лично мне было бы не понять. Вот уж не знала, что еще в 15 веке тема апокалипсиса была так популярна.
Да, Елена, тема конца света всегда остро интересовала человека, тем более в нашем нестабильном мире, с его катаклизмами и катастрофами.
Спасибо за краткий пересказ «Апокалипсиса». Никогда не читал и вряд ли прочитаю. А так хоть какое-то представление получил.
Андрей, благодарю за быстрый отзыв. Тема «Апокалипсиса» очень сложная, я старалась написать так, чтобы было понятно и интересно.
Так много слышать о гравюрах Дюрера, и никогда их не видеть могла только я))), спасибо, теперь могу считать себя полноценным знатоком по этой теме)
Здравствуйте, Юлия! Очень рада, что Вам понравилось. Заходите еще!