Коломна. Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь
Непосредственно с Соборной площади Коломны мы входим в Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь. Здесь раньше находился епископский дворец, а позже архиерейский дом. В одном из корпусов монастыря сохранилась палата XVI века. После пожара 1778 года монастырские корпуса и храмы восстанавливал известный зодчий Матвей Федорович Казаков.
Главный Троицкий храм построен в конце XVII столетия. Один храм освящен во имя Святой Блаженной Ксении Петербургской. В двадцатых годах монастырь был закрыт, и только в 1989 году были возобновлены богослужения. Именно 25 лет назад в монастыре состоялось первое богослужение. Началось возрождение одного из первых в России женского монастыря.
Все труды по восстановлению монастыря легли на плечи настоятельницы монастыря игуменьи Ксении. Непросто поменять мирской образ жизни на монашеский, уйти от мира, посвятить себя Богу, научиться молитве. Трудно устоять перед всеми соблазнами современного мира. Как понять смысл бытия, служения Господу, понять свое предназначение? Здесь все трудятся и молятся. В монастыре развиваются древнерусские ремесла. Керамические изделия получили высокую оценку на многих художественных выставках.
Церковь Пресвятой Троицы постепенно преображается: расписана трапезная часть храма, выложены мозаикой полы, установлен новый иконостас. Все работы выполняются по планам иконописной мастерской обители.
Через литературу и искусство трудно обрести встречу с высшим миром. Именно здесь, в монастыре, люди ищут ответа на вопросы: кто есть Бог, что Он дает человеку и почему человек не может без Бога. Достоевский писал: Через великое горнило сомнений моя Осанна прошла. Человек сам виновен в том, что он не хочет воспринять того, что дал Бог.
Именно Блаженная Ксения является покровительницей монастыря. Преодолев все грехи и страсти, которые унижают душу человеческую, она своим подвигом учит людей стать добрее и проще по отношению друг к другу, и даже по отношению к тем, кто нас обижает, и находится вне церкви.
В монастырь приезжают самые разные люди, в том числе художники, поэты. Все ищут ответы на многие вечные вопросы: о смысле жизни, о природе Бога, отчего зло так командует в жизни человека и разрушает те благие начала, которые он пытается создать. Эти люди служат своим талантом миру. Они созидают то, что они переживают, в своих произведениях.
Путь православного монаха и художника как бы похож, потому что монах ищет созидания красоты в своей душе, а художник ищет созидания красоты в тех формах и в том искусстве, в котором он работает.
Такие мысли приходили мне в голову, когда я ездила в древний Великий Новгород, и в десяти километрах от города посещала Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь. А не остаться ли в этом святом месте и попробовать новую жизнь начать? Нет, видно, я еще к этому не готова. И пока буду любоваться старинной русской архитектурой, благо теперь это не возбраняется.