Коломна. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь
Необыкновенна история Богоявленского Старо-Голутвина монастыря. Как и человеческая жизнь, жизнь монастыря подвергалась постоянным испытаниям, начиная с момента его создания.
На окраине Коломны, в том месте, где Москва-река впадает в Оку, находится Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь, один из древнейших на Руси. Он был заложен во второй половине XIV века. Историки спорят о датах, до Куликовской битвы или после, но для нас важно то, что это один из девяти монастырей, основанных самим Сергием Радонежским.
Этот монастырь не был местом ссылки, но однажды в 1697 году сюда привезли неизвестного человека в монашеских одеяниях и заточили в одну из башен. Этот человек учил жить и править самого царя Петра I. В те времена башни были деревянными, их возвели еще при Димитрии Донском, когда обитель входила в так называемый «Пояс Богородицы», оборонительный комплекс крепостей вдоль берегов Оки.
В XVI веке у монастыря было 49 сел и 2,5 тысячи гектар земли. Библиотека у монастыря была обширная – 137 рукописных книг, многие на драгоценном пергаменте. Сейчас стены и башни являются старейшими сооружениями обители, они появились во второй половине XVIII века и до сих пор поражают своим псевдоготическим обликом.
Едва братия успела возвести эти стены и башни, как ей пришлось свой монастырь покинуть. В 1799 году император Павел I упразднил Коломенскую епархию. На высоком берегу Москвы-реки, где в нее впадает Коломенка, на окраине коломенского Кремля, находилось архиерейское подворье, которое было упразднено. Именно сюда перевели братию из Голутвина монастыря. Так и возникла Ново-Голутвина обитель, одна из богатейших и красивейших в Коломне. А древний монастырь на стрелке Москвы-реки и Оки получил название Старо-Голутвин.
Тем самым таинственным узником Старо-Голутвина монастыря был некий инок Авраамий. Было известно, что раньше он жил в Андреевском монастыре в Москве на Воробьевых горах. Он прославился тем, что писал бесконечные челобитные на имя Петра I. Смысл челобитных заключался в том, что Авраамию не нравилась политика царя. Он предлагал Петру не увлекаться новшествами, оставить забавы на Переяславском озере и чтить старину.
И вот однажды, когда Петр I приехал в Андреевский монастырь (приехал потому, что там изобрели некую машину для чеканки монет), он умудрился подсунуть свои тетради (которые так и назывались – тетради Авраамия) Петру I. Тот их прочитал, после чего сослал инока в Старо-Голутвин монастырь.
Авраамий недолго протомился в башне монастыря, его стали выпускать гулять. И он развил бурную деятельность на территории монастыря. Будучи человеком небедным, он предложил перестроить главный Богоявленский собор. Местная братия хотела построить собор в стиле барокко, однако, Авраамий, являясь главным вкладчиком, настаивал на том, чтобы храм был возведен в старорусском стиле, то есть восьмерик на четверике. Свой нынешний облик монастырь приобрел через сто лет после заточения Авраамия.
В 1775 году монастырь посетила императрица Екатерина Великая. Затем она прислала в Коломну своего придворного архитектора Казакова. Именно по его проекту были построены монастырская ограда и башни в псевдоготическом стиле. Братские и настоятельские корпуса, корпус с колокольней и надвратным храмом — почти все здесь относится к XIX веку.
В конце XIX столетия монастырь начал приходить в упадок. Неподалеку проложили железную дорогу, она связала обитель с внешним миром, но отрезала ее от города. Закрыли монастырь в конце 20-х годов ХХ века. В Сергиевской церкви, памятнике ампирной архитектуры, стали хранить артиллерийские снаряды, а келейные корпуса переоборудовали в общежитие трудовой коммуны. После войны храмы превратились в склады, их сдавали в аренду соевому заводу, военторгу и канатной фабрике. Однако самые страшные годы для монастыря были еще впереди.
В 1984 году жильцы переехали, и коломенский завод устроил в опустевшем монастыре свалку.
Архаичные формы Богоявленского собора сегодня бросаются в глаза. В ХХ-м веке этот храм пострадал больше других, он превратился просто в руины. Монахи пришли сюда в 1994 году. Восстанавливать обитель начали с самого маленького храма – Введенского, который находится в колокольне, затем восстановили братские корпуса, Сергиевский храм.
В подклете Богоявленского монастыря находятся ступеньки, по которым поднимался сам Сергий Радонежский. Фрагменты кладки XIV века в народе прозвали «камушками Преподобного». Может быть, здесь сделают музей, ведь надо помнить, какой монастырь был до революции, потом после его разрушения, что сделано сейчас. Все должно остаться в нашей памяти, и нам надо этим дорожить.
За южной стеной находятся новые здания, там размещается Коломенская духовная семинария. И следующий мой рассказ будет о красивых новых помещениях и о доброжелательных молодых семинаристах, с которыми мы повстречались в Коломне.