Главная » Зарубежные художники » Воображаемый музей » Воображаемый музей – Эль Греко «Страсти Христовы. Христос с крестом». Музей Прадо

Воображаемый музей – Эль Греко «Страсти Христовы. Христос с крестом». Музей Прадо

Эль Греко — Страсти Христовы. Христос с крестом

Для «Воображаемого музея» в честь 100-летнего юбилея Государственного Музея изобразительных искусств Музей Прадо представил еще один шедевр западноевропейского искусства – картину Эль Греко «Страсти Христовы. Христос с крестом» (ок.1600-1605).

Эль Греко родился на Крите, где обучался у монастырских иконописцев, работавших в традициях византийской живописи. В 1560-х он приехал в Венецию, где стал изучать ренессансное искусство. Сохранились косвенные свидетельства, что художник обучался в мастерской  Тициана и у Якопо Бассано, а также испытал сильное влияние Тинторетто.  В 1570 году он перебрался в Рим, где работал для кардинала Алессандро Фарнезе.

Эль Греко

Эль Греко. Страсти Христовы. Христос с крестом (ок.1600-1605)

Эль Греко принадлежит высказывание о недопустимом преобладании плоти в «Страшном суде» Микеланджело. В результате своего противостояния гениальному флорентийцу, Эль Греко выработал свой неподражаемый метод, наполненный экспрессией и эмоциональностью образов. Около 1576 года художник переехал в Испанию в надежде получить заказ  на монументальные композиции для строящегося Филиппом II Эскориала, королевского дворца. Его мечте не суждено было осуществиться, король предпочел ему итальянских живописцев.

Расцвет творчества художника связан с Толедо. Первые выполненные Эль Греко алтарные картины для монастыря Санто-Доминго эль Альтиуго принесли ему успех и новые заказы. В толедских композициях художник в полной мере воплотил свое видение мира, отвечающее религиозно-мистическим исканиям испанских мыслителей рубежа XVI-XVII веков.

На картине «Страсти Христовы. Христос с крестом» представлен Христос в момент шествия на Голгофу. Это один из завершающих эпизодов Страстей. Страсти Христовы – совокупность событий, принесших Иисусу физические и духовные страдания в последние дни и часы Его земной жизни. После предания Пилатом Христа суду Его бичевали, а затем осмеяли.

Эль Греко создал несколько композиций на этот сюжет, полотно из Музея Прадо – одна из лучших поздних работ. Полуфигура Христа, обхватившего крест, дана на фоне голубовато-серого неба с пронзительно яркими всполохами света. На Нем малиново-красная туника и синевато-стальных оттенков плащ. Фарфорово-бледный лик Христа с огромными, полными слез глазами, обращенными наверх, и тонкие кисти рук, спокойно лежащие на вертикальной перекладине, свидетельствуют о смирении перед волей Отца, пославшего Его для искупления грехов человеческих. В терновый венец на голове Иисуса вплетены едва заметные зеленые побеги в ореоле ромбовидного нимба, что дает надежду на спасение через страдание и физическую смерть.

В Музей Прадо картина поступила в 1882 году.

Понравилась статья? Нажми на кнопочки!

Комментариев: 4
  1. Наталья
    • admin
  2. Ваня
    • admin

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *