Главная » Зарубежные художники » Воображаемый музей » Воображаемый музей – Эдуард Мане. Завтрак на траве. Галерея искусств Курто

Воображаемый музей – Эдуард Мане. Завтрак на траве. Галерея искусств Курто

В создании «Воображаемого музея» в ГМИИ принимал участие Институт искусств Курто (в составе Лондонского университета). Это одно из значительных художественных учреждений Англии. С 1947 года Институт носит имя текстильного фабриканта и коллекционера искусства Сэмюэла Курто (1876-1947), передавшего в Институт собрание картин художников итальянского Возрождения и французских импрессионистов.

Своих первых студентов Институт принял осенью 1932 года. В начале 1930-х к нему были присоединены Институт Варбурга, переведенный в Англию из Германии после прихода к власти нацистов, и уникальная библиотека Варбурга из Гамбурга. Тогда же поступила коллекция искусства ХХ столетия известного британского критика Роджера Фрая. С 1989 года Институт Курто располагается на берегу Темзы в выдающемся памятнике архитектуры XVI века Сомерсет-хаусе, где ранее размещалась Королевская Академия искусств.

Ныне в открытой для публики галерее Института можно увидеть картины выдающихся итальянских живописцев Лоренцо Монако, Сандро Боттичелли, Джованни Беллини, шедевр нидерландского художника Квентина Массейса, пейзаж Питера Брейгеля Старшего, полотна Джанбаттиста Тьеполо и Петера Паула Рубенса. На третьем этаже здания выставлены полотна импрессионистов.

Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863

Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863

Так вот, в «Воображаемый музей» поступила работа Эдуарда Мане (1814-1883), выдающегося французского художника, рисовальщика, гравера, новатора, роль которого в истории искусства трудно переоценить. Создав новую манеру живописи, Мане проложил путь между старым искусством, импрессионизмом и постимпрессионизмом. На выставке в Государственном Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (ГМИИ) было представлено произведение художника «Завтрак на траве» (ок.1863).

Эдуард Мане. Олимпия. 1863

Эдуард Мане. Олимпия. 1863

Мане обучался живописи в мастерской модного в то время живописца Тома Кутюра в соответствии с академическими правилами. Начинающий художник восставал против методов учителя. Впоследствии Мане уничтожил почти все, что создал за время обучения в мастерской. Он сохранил только собственные вольные копии картин и фресок старых мастеров. От этих зарисовок и этюдов идут пути ко многим последующим работам художника.

Эдуард Мане. Музыка в саду Тюильри. 1862

Эдуард Мане. Музыка в саду Тюильри. 1862

Начиная с Салона 1861 года Мане постоянно привлекает внимание критиков. Менее всего желавший стать ниспровергателем основ официального искусства, Мане был враждебно встречен академическими кругами. Очень скоро он становится центральной фигурой прогрессивной художественной интеллигенции Парижа. Импрессионисты признают Мане своим предводителем. Хотя Мане не участвовал в выставках импрессионистов, он оказал большое влияние на формирование этого направления.

Эдуард Мане. Бар в Фоли-Берже. 1882

Эдуард Мане. Бар в Фоли-Берже. 1882

Привезенная картина является уменьшенным вариантом скандально известного произведения «Завтрак на траве», написанного в 1863 году. Источником вдохновения послужила картина «Сельский концерт» кисти Джорджоне из собрания Лувра. Косвенно повлияли на картину также «Паломничество на остров Киферы» Антуана Ватто и «Девушки на берегу Сены» Гюстава Курбе. Композицию трех главных фигур художнику подсказала гравюра XVI столетия,  сделанная Маркантонио Раймонди с несохранившейся фрески Рафаэля «Суд Париса». Мане наполнил образы иным содержанием и перенес их в современную реальность.

Эдуард Мане. Портрет Евы Гонзалес. 1878

Эдуард Мане. Портрет Евы Гонзалес. 1878

Человеческие фигуры свободно и естественно соединяются с пейзажем. Художника интересовала проблема солнечного света, воздушного пространства. Нагота натурщицы позволила Мане передать контраст между теплыми тонами ее тела и холодной серо-черной гаммой одежды мужчин.

Картина предназначалась для парижского Салона 1863 года. Однако ее вместе с тремя тысячами других полотен жюри не допустило к выставке. Картина Мане была объявлена министерством двора «оскорбляющей нравственность». Непризнанные картины были выставлены на так называемом «Салоне отверженных», который был создан по инициативе императора Наполеона III.

Эдуард Мане. Гвоздики и клематис в хрустальной вазе. 1880-1883

Эдуард Мане. Гвоздики и клематис в хрустальной вазе. 1880-1883

Представленный вариант сильно отличается от большого полотна из Музея Орсэ. В уменьшенном варианте другая манера письма. Широкие мазки создают ощущение незавершенности работы.

Специалисты Института Курто долго решали вопрос, является ли картина из Курто предварительным наброском или репликой, сделанной после большой версии. Рентгеновский снимок обеих картин прояснил ситуацию. На картине из Курто нет изменений, сделанных во время написания. Большая версия содержит много переделок. Это подтверждает, что версия из Курто является именно повторением большого полотна «Завтрак на траве».

Эдуард Мане. Молодая женщина в саду. 1880

Эдуард Мане. Молодая женщина в саду. 1880

Первым владельцем полотна из Курто был друг Мане майор Ипполит Лежозн, сторонник литературного, музыкального и художественного авангарда. Вероятно, именно он попросил Мане сделать уменьшенную версию своего знаменитого полотна.

Эдуард Мане. Весна (Жанна). 1881

Эдуард Мане. Весна (Жанна). 1881

Для знакомства с творчеством Эдуарда Мане я поместила еще несколько его картин.

Эдуард Мане. Собака. 1876

Эдуард Мане. Собака. 1876

Все картины кликабельны.

Понравилась статья? Нажми на кнопочки!

Комментариев: 33
  1. Ольга
    • admin
  2. Любовь
    • admin
  3. Василий
    • admin
  4. Татьяна
    • admin
  5. Lada
    • admin
  6. МаринаС
    • admin
  7. Nashira
    • admin
    • admin
  8. Руслан
    • admin
  9. Нина
    • admin
  10. Елена Кутявина
    • admin
  11. Эдуард
    • admin
  12. Дмитрий
    • admin
  13. Алла
    • admin
  14. Дмитрий
    • admin
  15. Тамара
    • admin
  16. admin

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *