Главная » Зарубежные художники » Воображаемый музей » Воображаемый музей (7). Портрет императора Каракаллы

Воображаемый музей (7). Портрет императора Каракаллы

         

Посвящается моей интернет-коллеге  Нине Веспанти   

http://oneapole.ru

  Император Каракалла из Археологического музея в Неаполе                                                            

К 100-летию Государственного Музея изобразительных искусств им. Пушкина была открыта выставка «Воображаемый музей», на которую были предоставлены произведения из известнейших музеев мира. Активное участие в выставке принял Национальный археологический музей Неаполя, один из крупнейших мировых собраний памятников античного искусства. В середине XIX века он назывался Королевским музеем Бурбонов. После объединения Италии в единое государство в 1860 году музей был переименован в Национальный, а с 1957 года, после выделения картин в самостоятельную Галерею Каподимонте, он носит название Национального археологического музея в Неаполе.

Начало III века в истории Римской империи – время быстрого развития кризиса государства. Борьба различных группировок за власть, ожесточенные междоусобные войны, непрекращающиеся мятежи в провинциях, голод и эпидемии кардинальным образом меняют привычные устои жизни, приводят к утрате прежних идеалов. Напряженная, изобиловавшая драматическими событиями эпоха находит отражение в различных областях художественной культуры, наиболее полно раскрываясь в скульптурном портрете. Мастера первой четверти I века вновь обращаются к точной передаче индивидуальных портретных черт человека, демонстрируя при этом глубокое проникновение в его характер. Один из наиболее ярких примеров пластики этого времени – портрет императора Каракаллы, хранящийся сегодня в Неаполе.

Портрет императора Каракаллы

Портрет императора Каракаллы

Сын и преемник императора Септимия Севера, Марк Аврелий Антонин Бассиан, прозванный Каракаллой (по названию длинного плаща, введенного им в моду), за шесть лет правления (211-217) стяжал славу одного из самых жестоких и мрачных тиранов своего времени, начав с убийства младшего брата и соправителя Геты. Неаполитанский портрет Каракаллы раскрывает характер императора с особой глубиной и выразительностью. В изображении грубых черт лица нет и намека на идеализацию – нахмуренный лоб, сведенные к переносице брови и глубоко посаженные глаза, изогнутый рот со слегка спущенными губами.

Неаполитанский Каракалла, судя по монетам с изображением императора, создан не ранее 212 года, уже после братоубийства. Он послужил основой целой серии портретов правителя, не только прекрасно передающих индивидуальность и характер конкретного человека, но и отражающих черты, свойственные всей эпохе, исполненной драматизма и жесточайших потрясений.

Понравилась статья? Нажми на кнопочки!

Комментариев: 11
  1. Милена
    • admin
  2. Алексей
    • admin
  3. Оксана
    • admin
  4. Оксана
    • admin
  5. Нина
    • admin

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *