Главная » Зарубежные художники » Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо

Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо

В городе Бергамо на севере Италии находится музей, широко известный под названием Академия Каррара. Он обладает богатейшей коллекцией живописи. В его экспозиции представлены шедевры Якопо Беллини и его сына Джованни Беллини, Антонио Пизанелло, Перуджино, Боттичелли, Тициана, Рафаэля, Лоренцо Лотто, Джованни Батисто Морони и многих других великих мастеров.

Выставка «Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо» в Государственном Музее изобразительных искусств

Выставка «Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо» в Государственном Музее изобразительных искусств

Музей в Бергамо

Большая часть экспонатов была завещана или подарена музею частными коллекционерами. Основатель Академии Джакомо Каррара оставил музею выдающиеся произведения живописи и внушительное собрание рисунка и гравюры. Интересно, что Джованни Морелли, подаривший музею большую коллекцию, находил достойные внимания произведения там, где никто не ожидал. Он нередко приобретал ценнейшие работы тосканских мастеров XV столетия или фламандских художников XVII века в таких местах, как римский ломбард.

Андреа Превитали. Мадонна с Младенцем, Святыми Павлом, Агнесой и донаторами Паоло и Аньезе Кассотти. (Мадонна Кассотти). 1523

Андреа Превитали. Мадонна с Младенцем, Святыми Павлом, Агнесой и донаторами Паоло и Аньезе Кассотти. (Мадонна Кассотти). 1523

Возникновение Академии Каррара связано с покупкой графом Джакомо Каррарой старинной таверны «Ла Кампана». В конце XVIII века это заведение, пользовавшееся дурной славой, находилось рядом с дорогой, которая вела к стоявшему на холме городу. Граф открыл в бывшей таверне художественную школу. В ней господствовал неоклассический вкус. По указанию графа в здании возвели большую внутреннюю лестницу, повсюду развесили картины из его собрания, служившие ученикам примерами для подражания. Как в галереях XVIII столетия, картины плотно покрывали все стены от пола до потолка, их размещали даже над дверями и в простенках между окнами.

Пьетро Перуджино и мастерская. Рождество Христово. 1504

Пьетро Перуджино и мастерская. Рождество Христово. 1504

С 2008-го года этот музей в Бергамо находится на капитальном ремонте, поэтому его экспозиция фактически свернута. И с этого времени музей стал показывать свои коллекции на выставках в разных странах: в Америке, в Канаде, в Швейцарии. Проводились выставки и в самой Италии. Повезло и Государственному музею изобразительных искусств в Москве, в котором открылась выставка «Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо». Посетители смогут посмотреть произведения великих итальянских мастеров, начиная от поздней готики и заканчивая работами позднего Возрождения. Это период приблизительно в 150 лет.

Пизанелло. Портрет герцога Лионелло Д'Эсте. 1444

Пизанелло. Портрет герцога Лионелло Д’Эсте. 1444

Антонио Пизано, прозванный Пизанелло, написал «Портрет Лионелло Д’Эсте», правителя Феррары в 1441 году. Это одно из самых знаменитых полотен живописи итальянского Возрождения, начало портретного искусства. Портрет изображен в профиль в подражание античным медалям. Именно в это время возникает понятие вирту – это доблесть и человеческое достоинство, полнота силы, ума и воли. Обладание вирту – это главная ценность человека.

Джованни дАлеманья. Муничество Святой Аполлонии (вырывание зубов). Около 1440-1445

Джованни дАлеманья. Муничество Святой Аполлонии (вырывание зубов). Около 1440-1445

XV век – это искусство в основном на религиозные темы. Две картины Джованни Д’Алеманья, посвященные Святой Аполонии, сцены ее мученичества. Картины написаны на деревянной основе темперой. Мы видим необыкновенно тонкую живопись, богатство деталей, часто сказочных, говорящих о понимании красоты. Художник пощадил нас и не показал ужасных подробностей.

Джованни дАлеманья. Муничество Святой Аполлонии (ослепление). Около 1440-1445

Джованни дАлеманья. Муничество Святой Аполлонии (ослепление). Около 1440-1445

Две небольшие картины оказались в Академии Каррара сравнительно недавно: они не входили в коллекции, составившие более трех четвертей нынешнего собрания, — коллекцию Джакомо Каррары, переданную Академии в 1796 году, а также коллекции Орсетти, Локиса и Морелли, поступившие в XIX веке.

Пезеллино. Гуальтьери и граждане Салуццо. Около 1445-1450

Пезеллино. Гуальтьери и граждане Салуццо. Около 1445-1450

Франческо ди Стефано, прозванный Пезелино, создал в середине XV столетия несколько картин, посвященных Гуальтьери и Гризельде. Видимо, эти композиции были созданы для кассоне, свадебных сундуков, в которых закладывались одежды невесты, а на стенках сундуков писались картины.

Пезеллино. Гуальтьери и граждане Салуццо. Около 1445-1450

Пезеллино. Гуальтьери и граждане Салуццо. Около 1445-1450

Изображения взяты из знаменитой десятой новеллы десятого дня «Декамерона» Боккаччо, в которой рассказывается история несчастной девушки Гризельды. Граждане уговаривают правителя Гуальтьери жениться, чтобы не остаться без наследника. Он соглашается, но ставит условие: его женой должна стать бедная девушка. Он готовит ей невиданные испытания, и все это Гризельда терпит, после чего становится его женой.

Якопо Беллини. Мадонна с младенцем. Около 1440

Якопо Беллини. Мадонна с младенцем. Около 1440

Основателем раннего Возрождения в Венеции стал художник Якопо Беллини. Его творчество малоизвестно, ведь в то время писали, в основном, фрески на стенах храмов. Станковую живопись писали гораздо меньше. Большая редкость – картина Якопо Беллини «Мадонна с младенцем» 1440-го года. В изображении Мадонны с Младенцем, обращает на себя внимание мастерское использование светотени, а также классическое благородство персонажей, безмятежность выражения их лиц, излучение нежности и любви.

Беноццо Гоццоли. Мадонна Смирение. Около 1449-1450

Беноццо Гоццоли. Мадонна Смирение. Около 1449-1450

Небольшая по размерам картина «Мадонна Смирение» принадлежит кисти художника Беноццо Гоццоли, известного своими фресками во Флоренции. Картина производит потрясающее впечатление, показывая образ чудесного райского сада. У ног Марии музицируют два ангела. Здесь ярко выражено готическое искусство, но в это время уже появляются работы, в которых звучит эпоха раннего Возрождения.

Винченцо Фоппа. Три креста. Около 1450г.

Винченцо Фоппа. Три креста. Около 1450г.

Я говорю о картине художника Винченцо Фоппа «Три креста». Это крупный художник, но его картин в российских музеях нет. И в Музей изобразительных искусств его никогда не привозили. Элементы приемов раннего Возрождения уже появились здесь, например, глубина второго плана, обозначенная аркой.

Джованни Беллини. Мадонна с Младенцем. Около 1476

Джованни Беллини. Мадонна с Младенцем. Около 1476

Картина «Мадонна с Младенцем» (около 1476 года), предлагающая единственное в своем роде решение фигуры Младенца, по праву признана одним из лучших и наиболее оригинальных произведений Джованни Беллини. Нет другой такой картины, где бы Младенец изображался столь активным. Лишь на первый взгляд картина проникнута теплой домашней атмосферой. Остановившись у полотна, понимаешь – изображение Мадонны с Младенцем напоминает Оплакивание. Таким образом художник будто предсказывает события последних дней жизни Христа.

Джованни Беллини. Мадонна с Младенцем. Около 1488 года

Джованни Беллини. Мадонна с Младенцем. Около 1488 года

На выставке «Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо» представлена еще одна картина Джованни Беллини. Это «Мадонна с Младенцем», написанная художником через 10 лет. Она называется также «Мадонна ди Альцано» по той церкви, где она хранилась. Он по-новому запечатлевает тот мир, в котором присутствует Мать с этим Божественным Младенцем. Беллини – именно тот художник, который открывает путь в Высокое Возрождение. У него учатся и Джорджоне, и Тициан.

Скьявоне. Святой Иероним и Святой Алессио. 1458-1460

Скьявоне. Святой Иероним и Святой Алессио. 1458-1460

Еще сильнее эти элементы видны в картинах Скьявоне. Его настоящее имя Джорджо Чулинович, он пришел в Венецию с востока и здесь остался. Это створки с двумя святыми «Святой Иероним» и «Святой Алессио». Скьявоне показывает свое знание античности, геометрии и пространства. Раннее Возрождение знаменито тем, что оно осваивает все принципы живописи, которая с этой эпохи будет господствовать во всем европейском искусстве вплоть до авангарда.

Боттичелли. Портрет Джулиано де Медичи. 1480

Боттичелли. Портрет Джулиано де Медичи. 1480

Боттичелли в Бергамо

Одной из самых крупных фигур этого времени был Алессандро Боттичелли. Он уже уходит от готики, но в формальных элементах он еще к ней возвращается. На выставке три его картины. «Портрет Джулиано де Медичи» (1480 год) отражает удивительную сложность человеческой личности. Это был посмертный портрет, так как в 1478 году был заговор против Лоренцо Медичи, и Джулиано Медичи был убит.

Боттичелли. История Виргинии. Около 1500

Боттичелли. История Виргинии. Около 1500

Интересна и необычна другая картина Боттичелли «История Виргинии» (около 1500 года). В этой картине изображено четыре эпизода из жизни Виргинии. Мы видим Марка Клавдия, он влюблен в Виргинию и хочет ее увести. Правитель на троне присуждает Виргинию Марку, и она должна стать его рабыней. Но неожиданно появляется отец Виргинии, доблестный солдат. Он убивает свою дочь, чтобы не допустить поругания ее чести. И наконец, Виргиний собирает своих сторонников, чтобы свергнуть несправедливого правителя Аппия Клавдия.

Боттичелли. Благословляющий Спаситель. Около 1500

Боттичелли. Благословляющий Спаситель. Около 1500

Образ «Благословляющего Спасителя» необычен для Боттичелли, в творчестве которого преобладает воспевание культа красоты и классической античности. Картина получила известность, начиная с момента ее приобретения Джованни Морелли во Флоренции, и по всей видимости, она составляла пару к «Скорбящей Богоматери», которая была позднее куплена Великой княгиней Марией Николаевной. Известно, что в 1912 году эта картина находилась в коллекции Шереметева в Санкт-Петербурге.

Франческо ди Симоне да Сантакроче. Благовещение. 1504

Франческо ди Симоне да Сантакроче. Благовещение. 1504

Милой и трогательной я бы назвала картину «Благовещение» (1504) кисти Франческо ди Симоне да Сантакроче. Действие на полотне происходит в доме, интерьер которого написан со строгим соблюдением правил перспективы. Коленопреклоненная Мария погружена в чтение миниатюрного часослова. Принесший весть ангел приближается к Богоматери, в левой руке у него белая лилия – символ чистоты. На полу щегол – символ грядущих страстей Христовых, перед окном парит голубь – символ Святого Духа. За окном открывается вид Венеции XVI столетия.

Джованни Бузи, прозванный Кариани. Портрет Джованни Бенедетто Караваджи. Ок.  1520

Джованни Бузи, прозванный Кариани. Портрет Джованни Бенедетто Караваджи. Ок. 1520

Джованни Бузи, прозванный Карьяни, родился неподалеку от Бергамо, но получил образование в Венеции, где и прошла большая часть его творческой жизни. На выставке «Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо» представлен «Портрет Джованни Бенедетто Караваджи» кисти Карьяни. Образ задумчивости, созерцательности совершенно покоряет зрителя. Вирту, о котором мы говорили, присуще этому человеку в полной мере.

Альтобелло Мелоне. Портрет дворянина. 1533

Альтобелло Мелоне. Портрет дворянина. 1533

«Портрет дворянина» работы Альтобелло Мелоне долгое время считался портретом Чезаре Борджа, известного персонажа со зловещей репутацией. В образе чувствуется явный драматизм, тем более что герой картины держит ручку кинжала. Яркие цвета полотна привлекают внимание.

Джованни Баттиста Морони. Портрет девочки из семейства Редетти. 1570

Джованни Баттиста Морони. Портрет девочки из семейства Редетти. 1570

Заканчиваю я свой рассказ, показывая «Портрет девочки из рода Редетти» (1570) кисти Джовани Батиста Морони. Появление жанра «детского портрета» является особенностью позднего Возрождения. Художнику удается передать непосредственный и живой взгляд его маленькой модели. Морони с очаровательной простотой сумел показать милую девочку, передав нежность ее кожи и маленькую детскую ручку, держащую блестящее украшение.

Джованни Бузи, прозванный Карьяни. Музицирующая пара. Около 1520-1522

Джованни Бузи, прозванный Карьяни. Музицирующая пара. Около 1520-1522

О картинах Карпаччо, Лоренцо Лотто и Морони я уже рассказывала на своем сайте, поэтому их произведения я здесь не показала. Хотелось бы показать вам больше итальянских шедевров, но боюсь вас утомить. И так статья непомерно выросла в своих размерах. На выставке «Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо» в Музее изобразительных искусств представлено 58 картин, и я, конечно, не могла охватить все произведения великих итальянских живописцев. Надеюсь, что общее представление вы получили, мои дорогие друзья, и понимаете, что эту выставку надо посмотреть обязательно.

Бартоломео Виварини. Полиптих из Сканцо. 1488

Бартоломео Виварини. Полиптих из Сканцо. 1488

Выставка работает до 27 июля 2014 года. Часы работы: с 10:00 до 19:00 ежедневно по четвергам с 10:00 до 21:00 Выходной день — понедельник Адрес: г. Москва, ул. Волхонка, 12 Проезд: м. Кропоткинская, м. Боровицкая, м. Библиотека им. Ленина www.arts-museum.ru

Понравилась статья? Нажми на кнопочки!

Комментариев: 35
  1. Ирина Лукшиц
    • Валентина Кирс
  2. Александр
    • Валентина Кирс
  3. Лада
    • Валентина Кирс
  4. Александр
    • Валентина Кирс
  5. Наталья
    • Валентина Кирс
  6. Александр
    • Валентина Кирс
  7. Жанна
  8. Натали
    • Валентина Кирс
  9. Алексей
    • Валентина Кирс
  10. Laralaram
  11. Laralaram
    • Валентина Кирс
  12. Любовь
    • Валентина Кирс
  13. Нина
    • Валентина Кирс
  14. Елена Картавцева
    • Валентина Кирс
  15. Елена
    • Валентина Кирс
  16. Дмитрий
    • Валентина Кирс
  17. Елена
    • Валентина Кирс
  18. Натали
    • Валентина Кирс

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *