Главная » Зарубежные художники » Рисунки французских мастеров из музея Альбертина, Вена

Рисунки французских мастеров из музея Альбертина, Вена

Один из самых знаменитых музеев в Австрии, венский музей Альбертина, привез в Государственный музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина более 80 шедевров французского рисунка. Альбертина – это одна из крупнейших коллекций графики в мире, насчитывающая более миллиона  рисунков и эстампов.

Дворец эрцгерцога Альбрехта – Альбертина (Palais Erzherzog Albrecht), фото G.Pfi

Дворец эрцгерцога Альбрехта – Альбертина (Palais Erzherzog Albrecht), фото G.Pfi

Герцог Альберт родился в 1738 году. Он был сыном Фридриха Августа, курфюрста саксонского, короля польского, и вырос в Дрездене. Сделав военную карьеру во время Семилетней войны на стороне Марии Терезии, он был представлен к Венскому двору и, несмотря на разницу в положении, завоевал любовь Марии Кристины, любимой дочери Марии Терезии. Приданое Марии Кристины обеспечило герцогу Альберту материальное благосостояние, без которого его дальнейшая собирательская деятельность была бы немыслимой.

Герцог Альберт Саксен-Тешенский, основатель Альбертины

Герцог Альберт Саксен-Тешенский, основатель Альбертины

Работы, привезенные в Москву, охватывают громадный отрезок времени – с XVI по XIX век. На выставке представлены рисунки мастеров школы Фонтенбло и виднейших представителей XVII века Клода Лоррена и Никола Пуссена. Восемнадцатый век представлен блестящими творениями Франсуа Буше, Жана-Антуана Ватто, Жана-Батиста Греза и Жана-Оноре Фрагонара. С XIX веком мы познакомимся по работам Жака-Луи Давида, Жана Огюста Доминика Энгра,  Эжена Делакруа.

Пьер Дюмустье-дядя. Портрет молодого человека с брыжами и в польской шапочке. [Ок.1574]

Пьер Дюмустье-дядя. Портрет молодого человека с брыжами и в польской шапочке. [Ок.1574]. Музей Альбертина, Вена

Пьер Дюмустье-дядя является представителем жанра придворного карандашного портрета, чисто французской разновидности искусства, пользовавшейся большой популярностью с XV  по XVII век. Наряд на «Портрете молодого человека с брыжами и в польской шапочке» объясняется связью Франции с Польшей в начале 1570-х годов, когда брат Карла IX, Генрих  (будущий Генрих III) был в течение одного года польским королем.

Никола Пуссен. Нимфа, седлающая козла, с сатиром и спящим амуром. Около 1626-1627

Никола Пуссен. Нимфа, седлающая козла, с сатиром и спящим амуром. Около 1626-1627. Музей Альбертина, Вена

Альбертина обладает двенадцатью превосходными пейзажными этюдами Никола Пуссена. Рисунок «Нимфа, седлающая козла, с сатиром и спящим амуром» представляет собой пример мифологических работ художника, но и в нем пейзаж играет важную роль.

Клод Лоррен. Вид на Тибр к северу от Рима при облачной погоде. Между 1630 и 1640

Клод Лоррен. Вид на Тибр к северу от Рима при облачной погоде. Между 1630 и 1640

Творчество Клода Лоррена считается воплощением классического пейзажа. Свои натурные впечатления художник сохранял в многочисленных рисунках, обычно кистью и пером. «Вид на Тибр к северу от Рима при облачной погоде» раскрывает удивительное богатство нюансов и оттенков.

Клод Лоррен. Вид на палаццо Альбани на Квиринале. Около 1636-1637

Клод Лоррен. Вид на палаццо Альбани на Квиринале. Около 1636-1637. Музей Альбертина, Вена

Рисунок «Вид на палаццо Альбани на Квиринале» показывает гармонично вписанное в парковый ландшафт палаццо Альбани, Эффектно окруженное деревьями и ярко освещенное солнечным светом.

Жан-Антуан Ватто. Этюды стоящей и сидящей женских фигур. Около 1715-1717

Жан-Антуан Ватто. Этюды стоящей и сидящей женских фигур. Около 1715-1717

Графическое наследие Жана-Антуана Ватто по количеству и качеству не уступает его картинам. Он сам оценивал его выше, чем живопись, так как он считал, что карандаш позволяет добиться больше естественности и непосредственности.

Франсуа Лемуан. Покушение Жака Клемана на Генриха III. Около 1728

Франсуа Лемуан. Покушение Жака Клемана на Генриха III. Около 1728

Рисунок Франсуа Лемуана «Покушение Жака Клемана на Генриха III» свидетельствует о сотрудничестве художника с философом Вольтером в связи с его поэмой «Генриада». В поэме поэт описывает, в частности, убийство в Сен-Клу последнего короля из династии Валуа Генриха III монахом-доминиканцем Жаком Клеманом.

Жак Андре Портай. Вышивальщицы

Жак Андре Портай. Вышивальщицы

Жак Андре Портай был одним из любимых рисовальщиков Людовика XV. Технику и стиль рисунков Портая часто сравнивают с работами Ватто. Его пейзажные и жанровые сцены посвящены главным образом жизни королевского двора в Версале.

Жан-Этьен Лиотар. Портрет Жанны Натуар. Около 1750

Жан-Этьен Лиотар. Портрет Жанны Натуар. Около 1750

Жан-Этьен Лиотар безусловно всем известен по картине «Шоколадница», на которой изображена служанка, несущая на подносе горячий шоколад. Его можно считать одним из известнейших портретистов XVIII века. Портрет «Жанны Натуар» отличается элегантностью и утонченностью, возникает ощущение непосредственного присутствия.

Франсуа Буше. Паша в гареме. Около 1735-1739

Франсуа Буше. Паша в гареме. Около 1735-1739

Франсуа Буше, как и многие во Франции в XVIII веке, тоже поддался увлечению турецким стилем. Всех привлекали картины наслаждения и чувственной радости жизни. Кажется, что на его рисунке «Паша в гареме», несмотря на экзотические восточные наряды, действие происходит в Европе.

Франсуа Буше. Венера с Амуром и голубями.

Франсуа Буше. Венера с Амуром и голубями.

Франсуа Буше был известным портретистом, снискавшим славу прежде всего портретами своей заказчицы – маркизы де Помпадур. При этом художник создавал большое количество подготовительных рисунков, которые пользовались большой популярностью. Таким примером является рисунок «Венера с Амуром и голубями».

Франсуа Буше. Акведук в окрестностях Аркея. Около 1745-1755

Франсуа Буше. Акведук в окрестностях Аркея. Около 1745-1755

«Акведук в окрестностях Аркея». Деревня Аркей получила свое название по имени римского акведука. Во второй половине XVIII века он был частью знаменитого парка принца де Гиза и служил излюбленным мотивом многих художников.

Жан-Батист Грез. Голова мальчика с иьющимися волосами. 1760-е

Жан-Батист Грез. Голова мальчика с иьющимися волосами. 1760-е

В XVIII веке рисунок оставался подготовительным материалом для будущей картины. Жан-Батист Грез всегда делал многочисленные, выразительные рисунки. После него осталось обширное графическое наследие. Этюд «Голова мальчика с вьющимися волосами» является одним из многих портретов мужчин, женщин, стариков и детей, которые потом можно использовать в картинах.

Жан-Батист Грез. Голова улыбающейся девочки. Около 1765

Жан-Батист Грез. Голова улыбающейся девочки. Около 1765

«Голова улыбающейся девушки» кисти Греза представляет собой этюд к картине «Балованное дитя» из Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Пафос и чувствительность характерны для большинства его работ, за что его и превозносили как «художника морали, добра и прекрасных душ».

Жан-Батист Грез. Отец, проклинающий неблагодарного сына. 1777

Жан-Батист Грез. Отец, проклинающий неблагодарного сына. 1777

«Отец, проклинающий неблагодарного сына». Бурная сцена изображает разгневанного старого отца, проклинающего сына за то, что тот, вопреки мольбам домочадцев, собирается последовать за солдатом, набирающим рекрутов в армию. Этот рисунок является подготовительной работой для картины «Отцовское проклятие».

Жан-Оноре Фрагонар. Девушка с сурком. 1780-е

Жан-Оноре Фрагонар. Девушка с сурком. 1780-е

Наследие Жана-Оноре Фрагонара с его галантными мотивами и изысканностью тем принадлежит к вершинам позднего французского рококо. Сюда входят портреты,  религиозные и мифологические сюжеты. Восхитительное изображение прелестной молодой савоярки с сурком относится к наиболее известным произведениям Фрагонара. Савояры выступали на ярмарках как музыканты или артисты, часто с дрессированным сурком.

Жан-Оноре Фрагонар. Шарманщица

Жан-Оноре Фрагонар. Шарманщица

Любопытно, что на выставке рядом с этой картиной висит другая картина Фрагонара под названием «Шарманщица». Она принадлежит Государственному Музею изобразительных искусств им.А.С.Пушкина и находится в его постоянной экспозиции.

Жан-Оноре Фрагонар. Белый бык и собака в стойле. 1770-е

Жан-Оноре Фрагонар. Белый бык и собака в стойле. 1770-е

Рисунок «Белый бык и собака в стойле» свидетельствует о восхищении художника голландским искусством XVII века. Видимо, это натурная зарисовка, в которой Фрагонар добивается поразительного впечатления от игры яркого света и глубокой тени.

Гюбер Робер. Вилла Саккети. 1760

Гюбер Робер. Вилла Саккети. 1760

Французский пейзажист Гюбер Робер получил шутливое прозвище «Робер из развалин». На его картинах знаменитые римские памятники превращаются в архитектуру руин. Прекрасными примерами таких картин являются рисунки из Альбертины «Вилла Саккети» и «Вилла Мадама».

Гюбер Робер. Вилла Мадама. 1760

Гюбер Робер. Вилла Мадама. 1760

Виды вечного города становились все более и более популярными, ведь путешествие по Италии считалось обязательной частью благородного образования. Интерес особенно оживился в XVIII веке, после новейших археологических находок в Тиволи, Помпеях и Геркулануме. В жанре руин Гюбер Робер приобрел столь громкую славу, что в 1766 году был принят в Королевскую Академию.

Жак-Луи Давид. Гораций убивает свою сестру Камиллу. 1781

Жак-Луи Давид. Гораций убивает свою сестру Камиллу. 1781

Жак-Луи Давид оказал большое влияние на развитие классицизма во Франции. Полотно  «Гораций убивает свою сестру Камиллу» является частью работы художника над темой патрицианского рода Горациев. Сюжет таков: Два брата Горация погибли в сражении, третьему, прибегнув к хитрости, удалось убить раненых противников. Во время триумфального  возвращения победителя Камилла, его сестра и невеста одного из убитых врагов, не удерживается от скорбных рыданий, и Гораций убивает ее в припадке гнева.

Камиль Коро. Лесной пейзаж. 1826-1827

Камиль Коро. Лесной пейзаж. 1826-1827

Камиль Коро создал представленный на выставке «Лесной пейзаж» во время первого пребывания в Италии в 1825-1828 годах. Художник точно схватывает впечатление от пронизанной солнцем листвы и камней, и кажется, что растительность и скалы неразрывно переплетены друг с другом. Наверно, из-за его каллиграфически точных движений рисунки Камиля Коро ценятся почти столь же высоко, как и законченные картины.

Эжен Делакруа. Гамлет и Горацио на кладбище. Около 1828

Эжен Делакруа. Гамлет и Горацио на кладбище. Около 1828

Во время пребывания Эжена Делакруа в Англии художник видел постановки Шекспира. Гамлет произвел на него особо сильное впечатление. В особенности сцена , показывающая Гамлета и Горацио на кладбище оставалась для Делакруа постоянным источником вдохновения в живописи, рисунке и печатной графике.

Оноре Домье. Портерт Девушки (Жанетт). Около 1830

Оноре Домье. Портерт Девушки (Жанетт). Около 1830

Оноре Домье считается одним из величайших мастеров карикатуры. Он высмеивал  уродливые явления и политической жизни, и мелкобуржуазной среды. Именно поэтому рисунок сидящей девушки из собрания Альбертины представляется уникальным. «Портрет девушки Жанетт», кроме блестящего исполнения, примечателен тем, что это единственный известный графический портрет в творчествет Домье, исполненный с такой тщательностью и в таком формате.

Жан-Франсуа Милле. Эмили Милле с кошкой. 1854

Жан-Франсуа Милле. Эмили Милле с кошкой. 1854

На рисунке «Эмели Милле с кошкой» художник Жан-Франсуа Милле изобразил свою сестру. Портрет получился замечательный, ведь свое первое художественное образование Милле приобрел у двух мастеров портрета в Шербуре. После переезда в Барбизон в 1849 году Милле начал чаще обращаться к темам из деревенской жизни. Крестьянская среда, близкая ему с раннего детства, стала с той поры определяющей для его творчества. Я рассказала вам о выставке «Рисунки французских мастеров из музея Альбертина, Вена» в Государственном Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Она работает до 15 февраля 2015 года по адресу ул.Волхонка, дом 12. Проезд до метро Кропоткинская. Стоимость билета для взрослых 300 рублей. Для людей с льготной категорией 150 рублей.  Детям до 18 лет бесплатно.

Понравилась статья? Нажми на кнопочки!

Комментариев: 35
  1. Оксана
    • Валентина Кирс
  2. Elena
    • Валентина Кирс
  3. Ольга
    • Валентина Кирс
  4. Лада
    • Валентина Кирс
  5. Oksana
    • Валентина Кирс
  6. Elena
    • Валентина Кирс
  7. Елена
    • Валентина Кирс
  8. Олег
    • Валентина Кирс
  9. ladybloger
    • Валентина Кирс
  10. Любовь
    • Валентина Кирс
  11. Александр
    • Валентина Кирс
      • Александр
        • Валентина Кирс
  12. Эллина
    • Валентина Кирс
      • Эллина
        • Валентина Кирс
  13. Мария Зазвонова
  14. Елена Картавцева
    • Валентина Кирс
  15. bytrina
    • Валентина Кирс
  16. Александра Журавлева
    • Валентина Кирс

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *