Главная » Зарубежные художники » Лоренцо Лотто. Ренессанс в провинции Марке. Картины из итальянских собраний

Лоренцо Лотто. Ренессанс в провинции Марке. Картины из итальянских собраний

Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (ГМИИ) представляет сейчас замечательную выставку «Лоренцо Лотто. Ренессанс в провинции Марке. Картины из итальянских собраний», которая знакомит нас с одной из малоизвестных граней искусства итальянского Возрождения. И не только потому, что творчество этого живописца и при жизни, и после смерти существовало в тени таких великих гениев эпохи, как Рафаэль, Леонардо, Микеланджело, Тициан. Показанные на выставке десять картин из итальянских собраний написаны в разные годы для провинции Марке, с которой была тесно связана вся жизнь художника.

Музей изобразительных искусств. Выставка Лоренцо Лотто.

Я хочу вам сказать, дорогие читатели, что войдя на выставку, я стояла, словно завороженная, перед картинами великого мастера. И потому мне очень хочется, чтобы прочитав мой рассказ и посмотрев на представленные здесь произведения художника, вы запомнили его, и, услышав где-нибудь его имя, представляли себе его чудесные работы.

Лоренцо Лотто – исключительная фигура на фоне итальянского искусства эпохи Ренессанса

Лоренцо Лотто родился около 1480 года в Венеции. В самой Венеции он не получил признания, хотя с полным правом может считаться одним из величайших живописцев своего времени. Из Венеции Лотто уехал еще в юном возрасте, и с тех пор художник был тесно связан с Северной Италией (городами Ломбардии и Венето) и областью Марке, расположенной в Центральной Италии. Художник рано удостоился высокой похвалы. В одном из документов 1505 года он назван «pictor celeberrimus» (прославленный художник), но произошло это за пределами Венеции – в городе Тревизо. Именно в провинции мастер в основном получал заказы, там он работал, ведя неустроенную жизнь до конца дней своих.

Лоренцо Лотто. Мадонна, коронуемая ангелами, с Младенцем и Святыми. 1538

Лоренцо Лотто. Мадонна, коронуемая ангелами, с Младенцем и Святыми. 1538

Художник не следовал принципам Джорджоне, не оглядывался на Тициана, он был верен лишь самому себе, с годами все острее ощущая, что его искусство чуждо родному городу. Все заметнее отдаляясь от классической Венеции, Лоренцо Лотто все больше интересовался мастерством великого немецкого художника Альбрехта Дюрера. Живописцы были знакомы. Их связывала духовная близость, и неудивительно, что многие картины итальянского художника окрашены чисто северной эмоциональностью.

Лоренцо Лотто. Дева Мария из Благовещения. 1526-27

Лоренцо Лотто. Дева Мария из Благовещения. 1526-27

В родной Венеции Лотто бывал лишь эпизодически. В конце декабря 1525 года он приехал туда из Бергамо, который заняли французские войска. Однако в Венеции он окунулся в атмосферу острого соперничества Порденоне и Тициана, который к тому времени уже создал свою знаменитую «Ассунту» для церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. В эту новую художественную реальность Лоренцо Лотто не вписался. В 1538 году он еще раз ненадолго приехал в Венецию, чтобы вскоре покинуть ее уже навсегда. Последние годы художник провел в провинции Марке, в Лорето, страдая от одиночества и бедности.

Лоренцо Лотто. Ангел из Благовещения. 1526-27

Лоренцо Лотто. Ангел из Благовещения. 1526-27

Лоренцо Лотто – исключительная фигура на фоне итальянского искусства эпохи Ренессанса. Гениальная одаренность мастера позволила ему раскрыть и воплотить в своих работах новые грани итальянского искусства первой половины XVI столетия, которое в широком сознании связано главным образом с классическим идеалом Рафаэля.

Лоренцо Лотто. Святое семейство со Св.Екатериной Александрийской. 1533

Лоренцо Лотто. Святое семейство со Св.Екатериной Александрийской. 1533

Пути от Лоренцо Лотто идут и в будущее, однако его влияние сказалось не столько в Венеции, сколько за ее пределами. По словам Роберто Лонги, известного итальянского историка искусства,

если бы время смогло по достоинству оценить революционную суть искусства Лотто и он занял бы место духовного пастыря живописцев, то тогда, возможно, венецианское искусство развивалось бы и в дальнейшем в направлении к Рембрандту, а не к Тинторетто.

Лоренцо Лотто. Мадонна с Младенцем. 1526-27

Лоренцо Лотто. Мадонна с Младенцем. 1526-27

Расположенная в Центральной Италии провинция Марке находится на восточном Адриатическом побережье Апеннинского полуострова. Некогда она представляла собой конгломерат небольших городов-государств, каждое из которых называлось «марка» — Марка Анконы, Марко Урбино и т.д. (итальянское слово «Марке» указывает на множественное число). На протяжении веков эта территория сохраняла тесные отношения с Венецианской республикой, которую называли царицей Адриатики. Эти контакты касались не только торговли и экономических отношений, но включали также и сферу искусства. Собственный вклад этой провинции в мощное культурное движение, переживаемое Италией в эпоху Возрождения, не было значительным. Там работали в основном приезжие – венецианские мастера. Во второй половине XV века Карло Кривелли, а с первого десятилетия XVI века Лоренцо Лотто.

Лоренцо Лотто. Мистическое обручение Святой Екатерины. 1523

Лоренцо Лотто. Мистическое обручение Святой Екатерины. 1523

В 1506 году Лотто впервые едет в Марке, где ему была заказана большая алтарная композиция для церкви Сан Доменико в Реканати. Впоследствии он возвратился туда не раз и там же, при храмовом комплексе Santa Casa (Святой дом Богородицы) в Лорето, он и закончил свои дни. Полученные им в Марках заказы на выполнение живописных произведений состоят почти исключительно из произведений религиозного характера, предназначенных для церквей. На выставке можно видеть картину «Мадонна, коронуемая ангелами, с Младенцем и Святыми Стефаном, Иоанном Евангелистом, Матфеем и Лаврентием» (Анкона, Городская пинакотека), которая является образцом монументальной алтарной композиции мастера.

Лоренцо Лотто. Портрет Лючины Брембати

Лоренцо Лотто. Портрет Лючины Брембати

Работы Лоренцо Лотто

Некоторые из представленных на выставке работ, такие как «Св.Рох» (Урбино, Национальная галерея) или створки с изображением «Девы Марии из Благовещения» и «Ангела из благовещения» (Йези, Городская пинакотека), в прошлом были частями алтарных композиций, которые дошли до нас во фрагментах. Укажем также на работы, посвященные религиозной тематике, но написанные не для церквей, а как молельные образы для частных лиц. Это «Святое Семейство со Св.Екатериной Александрийской» (Бергамо, Академия Каррара), «Мадонна с Младенцем» (Рим. Квиринальский дворец).

Лоренцо Лотто. Принесение во Храм. 1554-55

Лоренцо Лотто. Принесение во Храм. 1554-55

Также для частного лица была исполнена и картина «Мистическое обручение Св.Екатерины» (Бергамо, Академия Каррара), на которой рядом с Мадонной представлен заказчик произведения Николо Бонги. За фигурами художник поместил, по рассказам современников, великолепный пейзаж с видом на гору Синай. Но при оккупации французскими солдатами Бергамо один из них вырезал этот пейзаж и  увез с собой. В отличие от ранее названных, это полотно, одно из выдающихся созданий мастера, было написано для Бергамо, для которого Лоренцо Лотто выполнил большое число работ.

Лоренцо Лотто. Автопортрет

Лоренцо Лотто. Автопортрет

Художник создал обширную галерею портретов и по праву считается одним из ведущих мастеров этого жанра. Об этой стороне творчества мастера дает представление знаменитый «Портрет Лючины Брембати» (Бергамо, Академия Каррара), который, как и предыдущая работа, был написан в Бергамо. В то же время для провинции Марке художник не написал ни одного портрета. Лоренцо Лотто умер около 1556 года, вероятно, в Лоретто.

Музей изобразительных искусств. Выставка Лоренцо Лотто

Музей изобразительных искусств. Выставка Лоренцо Лотто

В России находится всего две работы Лоренцо Лотто. Это «Мадонна с Младенцем» — Музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, и «Портрет супругов» в собрании Государственного Эрмитажа.

Музей изобразительных искусств не впервые знакомит зрителей с работами Лоренцо Лотто, но никогда прежде его творчество не было представлено столь полно, как на данной выставке, где можно видеть произведения, редко покидавшие пределы Италии.

Выставка открыта до 10 февраля 2013 года.

Все картины кликабельны.

Понравилась статья? Нажми на кнопочки!

Комментариев: 52
  1. Светлана
  2. Александр
    • Валентина Кирс
  3. Ольга
    • admin
  4. Андрей
    • admin
  5. Татьяна Саксон
    • admin
  6. Ольга
    • admin
  7. Ольга Черныш
    • admin
  8. Святослав
    • admin
  9. Кофеман
    • admin
  10. Людмила
    • admin
  11. Татьяна
    • admin
  12. Виталий
  13. Виталий
    • admin
  14. Наталья
    • admin
  15. Дмитрий Сергеев
    • admin
  16. Рашида Гарифулина
    • admin
  17. Надежда
    • admin
  18. Larisenok
    • admin
  19. Нина
    • admin
  20. Александр Антипов
    • admin
  21. Larisenok
  22. Алексей Виноградов
    • admin
  23. Ирина
    • admin
  24. Ольга
    • admin
  25. Василий
    • admin
  26. Larisenok
    • admin
  27. людмила
    • admin

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *