Главная » Русские художники » Валентин Серов » Валентин Серов. Портреты (7)

Валентин Серов. Портреты (7)

Карандашный портрет Чехова

С конца 1890-х годов Валентин Серов ищет не столько формулу красоты, сколько формулу жизни как единого целого – если убрать один мазок, одну деталь, то все изменится! Творческое кредо художника родственно эстетическим позициям Антона Павловича Чехова, которого он изобразил на карандашном портрете в 1902 году. У больного писателя не было времени для позирования, он плохо себя чувствовал и был вынужден уехать из Москвы в Ялту. Портрет Валентин Серов так и не закончил.

Валентин Серов.Портрет А.П.Чехова. 1902

Валентин Серов.Портрет А.П.Чехова. 1902

В 1901 году Серов пишет портрет Мики Морозова, который так же, как и «Девочка с персиками», я уверена, знаком всем с детства. Художник вновь передает непосредственную свежесть бытия. Это связано с наивной открытостью миру, свойственной ребенку. Однако, это не просто остановленное мгновение – в портрете умного, непоседливого мальчика чувствуется зарождение творческого начала. И, действительно, Михаил Михайлович Морозов стал известным литературоведом, исследователем творчества Шекспира.

Валентин Серов. Мика Морозов. 1901

Валентин Серов. Мика Морозов. 1901

Салон Маргариты Морозовой

Валентин Серов сближается с кругом московской творческой элиты, которая сгруппировалась в литературно-художественном салоне матери Мики, Маргариты Кирилловны Морозовой. Художник пишет портрет известного предпринимателя и мецената Михаила Абрамовича Морозова. Созданный в 1902-м, за год до смерти Морозова, портрет показал обновленную, экспрессивную манеру живописца.

Портрет М.А.Морозова. 1902

Грабарь говорил:

Фигура, вросшая в землю своими упрямо расставленными ногами, приобрела особую значительность: случайно ставшая посреди комнаты модель выросла в монументальное изображение.

«Забавно, что он сам доволен» — отмечал художник, подводя итог в характеристике почти карикатурного образа представителя тогдашнего делового мира Москвы.

Валентин Серов

Портрет художника И.С.Остроухова. 1902

В 1899 году Валентина Серова выбирают в состав Совета Третьяковской галереи, который был организован после смерти Павла Михайловича Третьякова. Проблемы коллекционерства и музейного собирательства становятся близкими Серову, как никому другому из художников. Совет возглавлял Илья Семенович Остроухов, художник, меценат, историк искусства, основатель уникального собрания памятников древнерусского искусства, превратившегося в музей икон и живописи. Серов и Остроухов подружились еще в Абрамцеве, вместе они путешествовали по Италии. В 1902-м году Серов пишет портрет Остроухова. Зоркий, сосредоточенный взгляд говорит о незаурядной интеллектуальной личности.

Портрет М.Н.Ермоловой. 1905

Мария Николаевна Ермолова также являлась для современников примером самоотверженного служения. Грабарь восклицал: «Перед вами стоит не Ермолова, а сама Драма, даже Трагедия». Такой мы ее и запомнили по картине Валентина Серова. Это полотно было заказано живописцу Литературно-художественным кружком в связи с 35-летием артистической деятельности Ермоловой. Оно стало первым в цикле портретов корифеев Малого театра, которые создал Серов. Зритель смотрит на талантливую актрису снизу вверх, как на монумент, вознесенный над толпой. Просветленные черты лица героини обрамлены деталями отраженного в зеркале интерьера.

Понравилась статья? Нажми на кнопочки!

Комментариев: 6
  1. Анна
    • Валентина Кирс
  2. Николай Бруяка
    • admin
  3. admin
  4. Нина

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *