Главная » Русские художники » Валентин Серов » Валентин Серов. Деревенские пейзажи (6)

Валентин Серов. Деревенские пейзажи (6)

В конце 1890-х – начале 1900-х годов Валентин Серов пишет цикл деревенских пейзажей и называет его «Крестьянский Серов». Мастер хочет показать скромную поэзию русской деревни. Для своих картин живописец всегда выбирал то, что ему было ближе всего. На многих полотнах он изображал своих любимых лошадей. Вы помните породистого скакуна на парадном портрете Великого князя Павла Александровича (в прошлой моей публикации)? В небольшой пастели «В деревне. Баба с лошадью» 1898 года мы видим невзрачную рыженькую лошадку.

Валентин Серов. В деревне. Баба с лошадью. 1898

Валентин Серов. В деревне. Баба с лошадью. 1898

Подолгу живет Валентин Серов в своем любимом Домотканове с женой Ольгой. Здесь в 1895 году он пишет ее замечательный, светлый и радостный портрет, на фоне играющих на лугу двух детишек — «Летом» (1895).

Валентин Серов. Летом.1895

Валентин Серов. Летом.1895

Валентин Серов. Волы

Валентин Серов. Волы

Валентин Серов. Осенний вечер. Домотканово. 1886

Валентин Серов. Осенний вечер. Домотканово. 1886

На смену ярким, светоносным пейзажам «Волы» (1885), «Осенний вечер. Домотканово» (1886) появляется ненастный, серенький денек, проникнутый тонкой, щемящей грустью – «Октябрь. Домотканово» (1896). Пастушок, лошадки, ветхие избы, затерянные посреди бесконечных просторов полей – все воспринимается как часть гармоничного огромного мира, разлитой в нем тишины. Русская деревня всегда в сердце художника.

Валентин Серов. Октябрь. Доомотканово. 1895

Валентин Серов. Октябрь. Доомотканово. 1895

В 1898 году С.П.Дягилев организовал Выставку русских и финляндских художников, на которую пригласил Серова. У живописца появляется новый круг общения. Кроме Бенуа, он сближается и с другими активными членами общества «Мир искусства»: Е.Е.Лансере, М.В.Добужинским, Л.С.Бакстом. В начале 1900-го года Валентин Серов покидает Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) и вступает в объединение «Мир искусства».

Валентин Серов. Стригуны на волопое. Домотканово. 1904

Валентин Серов. Стригуны на волопое. Домотканово. 1904

В 1900-1910-е годы витают в воздухе запоминающиеся блоковские образы «фиолетовые сумерки», «степная кобылица», «белый снег», «желтая заря». В атмосферу тихого зимнего вечера попадаем мы, глядя на изображение скромной деревенской окраины в пастели Валентина Серова «Стригуны на водопое. Домотканово» (1904). Бенуа считает, что молодые кони на фоне пронзительного лимонно-желтого закатного неба вносят напряженную интонацию, напоминающую эпоху декаданса.

Валентин Серов. Художник К.А.Коровин на берегу реки. 1905

Валентин Серов. Художник К.А.Коровин на берегу реки. 1905

Два друга, Серов и Коровин, страстно увлекались рыбной ловлей. Всю душу вкладывает Валентин Серов, изображая самого близкого друга за любимым занятием.

В отличие от последовательных символистов М.А.Врубеля и В.Э.Борисова-Мусатова, Валентин Серов непоколебимо верен натуре. Как он сам признается, его глаз чутко улавливает в окружающем и светлые прозрения, и тревожные, смутные предчувствия.

Различные стороны русской и европейской художественной жизни пронизывает сильное желание эксперимента. Стремление к выразительности линии и цвета преобладает и в Мюнхенской школе А.Ашбе, в которой обучались русские художники  И.Э.Грабарь, В.В.Киндинский, а также в Мюнхенском Сецессионе, первым русским членом которого стал Валентин Серов. Новации наглядно проявились на страницах петербургского журнала «Мир искусства», в котором, по словам Рериха, Валентин Серов играл «весомую» роль.

Понравилась статья? Нажми на кнопочки!

Комментариев: 10
  1. Наталья
    • Валентина Кирс
  2. Валентина
    • admin
  3. Людмила
    • admin
  4. Людмила
    • admin
  5. admin
  6. Нина

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *