Главная » Русские художники » Муза художника. Артур Фонвизин и Алла Белякова. Акварель

Муза художника. Артур Фонвизин и Алла Белякова. Акварель

В Галерее искусств Зураба Церетели проходит чудесная, светоносная выставка двух художников, поразивших зрителя своими произведениями, —  «Муза художника. Артур Фонвизин и Алла Белякова. Акварель». Мир, который создал в своих акварелях Артур Фонвизин (1883-1973), был таким радостным и солнечным, что волновал всех женщин, от простых домохозяек до светских красавиц. И это очень не понравилось одному «приближенному» критику, который задал вопросы, наполненные общественным негодованием, как и полагалось в то время, в 1936 году.

Артур Фонвизин. Портрет Аллы Беляковой. Леди Гамильтон. 1957

Артур Фонвизин. Портрет Аллы Беляковой. Леди Гамильтон. 1957

В Государственном Музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина были показаны работы Артура Фонвизина, где царствовал образ Женщины, начиная от сказочных цирковых наездниц и поражая великолепными портретами известных народных актрис. Критик негодовал: советским людям не могут нравиться легкомысленные картинки, выполненные акварелью. И кто мог допустить явного формалиста в государственный музей? Статья была напечатана в газете «Правда», и вот художник-романтик сразу превратился в опасного авантюриста.

Артур Фонвизин. Пьяная римлянка. 1949

Артур Фонвизин. Пьяная римлянка. 1949

Артур Фонвизин и Алла Белякова

А ведь мы говорим о ровеснике Серебряковой, Кустодиева, Ларионова и Гончаровой, молодых и бунтарских представителей Серебряного века. Но он как бы выпадал из этой шумной компании, не смотря на то, что учился со многими в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а также принимал участие в художественных обществах «Бубновый валет» и «Голубая роза». Закончить училище Артуру Фонвизину не удалось: Судейкин, Ларионов и Фонвизин были исключены. Версии исключения разные: то ли случился скандал среди студентов, то ли учащиеся показали свои картины на запрещенных выставках.

Артур Фонвизин. Портрет А.Беляковой. 1949

Артур Фонвизин. Портрет А.Беляковой. 1949

Его любовь к акварели началась в 47 лет. Его друг Михаил Ларионов звал Фонвизина с собой в Париж, и, узнав о перемене живописных предпочтений, писал: Акварель – это же баловство. Подумай, на что ты будешь жить! Действительно, акварель не очень поддерживала Артура Фонвизина материально. Из коммуналки в отдельную квартиру художник переехал только в 1952 году, радовался этому как маленький ребенок, ведь теперь появился балкон, на котором можно сажать цветы, и они будут живой моделью.

Артур Фонвизин. Портрет артистки в сценическом платье. 1950

Артур Фонвизин. Портрет артистки в сценическом платье. 1950

В 47-летнем возрасте он встретил свою будущую жену Наталью Малкину, которая училась живописи у знаменитого Машкова. Написав ее акварельный портрет, Артур Фонвизин начал создавать череду женских акварельных портретов. Акварель захватила его. И поэтизированные портреты великих женщин писались чередой: Бабанова, Глизер, Богуславская, Майя Плисецкая.

Артур Фонвизин. Розы в бокале. 1950-е

Артур Фонвизин. Розы в бокале. 1950-е

Тайна женского образа

Он владел тайной женского образа, и звездные женщины были благодарны ему. Поэтому, когда в первый год войны его как немца выслали в безлюдную казахскую степь под Карагандой, великие актрисы смогли спасти его и вернуть в Москву. Но его иллюстрации к «Крошке Цахесу» Гофмана издать не удалось, только в 60-х эти изумительные рисунки приобрел Государственный Музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина. Имя Артура Фонвизина стало известным, Судьба дала ему возможность творчески трудиться до 90 лет! Выставка называется «Муза художника», кто же был музой Артура Фонвизина?

Алла Белякова. Цветы. 1962

Алла Белякова. Цветы. 1962

Артур Фонвизин и Алла Белякова

Алла Белякова (1914-2006) происходила из русской аристократической семьи Куколь-Яснопольских. Ее отец прошел всю Первую Мировую войну и имел правительственные награды. В тридцатые годы он был репрессирован. Аллу Белякову, как в большинстве дворянских семей, окружали книги и музыка. Но из-за своего происхождения и трагической судьбы отца она не смогла получить высшее образование.

Алла Белякова. Амариллис на окне. Москва. 1950

Алла Белякова. Амариллис на окне. Москва. 1950

После войны в Москве Алла Белякова, яркая черноволосая красавица, попадает в круг знаменитых музыкантов и знакомится с великими пианистами Нейгаузом и Софроницким. Ее окружает мир музыки, позже он зазвучит в ее акварелях. В один прекрасный день в 1948 году она знакомится с художником-акварелистом Артуром Фонвизиным. Она сразу влюбилась в его акварели и решила у него учиться. Алла Белякова очаровала художника, но он целый год не решался давать ей уроки.

Алла Белякова. Большие георгины. Москва. 1959

Алла Белякова. Большие георгины. Москва. 1959

Как не вспомнить стихотворение Жака Превера «Как нарисовать птицу»:

Сперва нарисуйте клетку

С настежь открытой дверцей.

Затем нарисуйте что-нибудь,

Нужное очень для птицы…

Иногда она прилетает быстро

И на жердочку в клетке садится,

Иногда же проходят годы,

Не падайте духом, ждите…

Алла Белякова. Большие колокольчики на белом фоне. Таруса. 1989

Алла Белякова. Большие колокольчики на белом фоне. Таруса. 1989

Для Аллы Беляковой эта «Птица» стала путеводной звездой. Художник учит ее, как создавать натюрморты: брать на кисть много воды, не мочить бумагу, не делать заранее рисунка, так как настоящая акварель и рисунок никогда не совпадают. Теперь все, что Алла Белякова видит и чувствует, становится акварелью. Часто во время занятий звучали любимые романсы Фонвизина. Художник учил слышать мелодию, создаваемую композицией.

Алла Белякова. Люпинус. Москва. 1956

Алла Белякова. Люпинус. Москва. 1956

Когда же прилетит к вам птица,

Тихо кистью дверцу заприте,

Осторожненько клетку сотрите,

Затем нарисуйте дерево,

Выбрав нужную ветку для птицы,

Нарисуйте листву зеленую,

Свежесть ветра и ласку солнца.

И ждите, ждите, затем,

Чтобы птица запела…

Алла Белякова. Цветы

Алла Белякова. Цветы

Муза художника

Творчество обоих художников связано неразрывно и техникой акварельной живописи, и восприятием окружающего мира. И, как результат, Фонвизин создал 50 портретов своей любимой ученицы, которые сразу разошлись по музеям. Наталья Осиповна, жена художника, ужасно ревновала, и это понятно. Но Алла Белякова стала музой художника.

Алла Белякова. Цветы, гранаты и папоротник. Таруса. 1974

Алла Белякова. Цветы, гранаты и папоротник. Таруса. 1974

В 1955 году Алла Белякова познакомилась с Робертом Фальком, который предложил ей давать уроки, и она с радостью согласилась. Два года она училась у известного «формалиста», сказавшего такие слова:

Глупы те родители, которые суют детей к бездарным учителям. Детям надо показывать, как прекрасен мир, водить в музеи. Захотят серьезно рисовать – начнут сами, когда повзрослеют. За картиной должен стоять духовный мир, в каждой работе нужно ощущать наследие мировой культуры.

Алла Белякова. Подсолнухи. Таруса. 1985

Алла Белякова. Подсолнухи. Таруса. 1985

Алла Белякова писала волшебные букеты, наполненные красотой и свежестью. Она превращала цветы в акварель в течение полувека. Она писала натюрморты, на которых собраны все цветы России: ромашки и колокольчики, васильки, сирень, рябина, черемуха, флоксы, пионы и гортензии. И еще много прекрасных пейзажей тех мест, где ей довелось жить в детстве –Узбекистан, Крым, Кавказ.

Алла Белякова. Цветы

Алла Белякова. Цветы

…И если птица поет,

Это хороший признак,

Признак, что вашей картиной

Можете вы гордиться,

И можете вашу подпись

Поставить в углу картины.

Цветы, написанные Аллой Беляковой, органично легли на шелк, создав самостоятельное художественное произведение

Цветы, написанные Аллой Беляковой, органично легли на шелк, создав самостоятельное художественное произведение

Выставка «Муза художника. Артур Фонвизин и Алла Белякова. Акварель» открыта до 6 июля 2014 года в Галерее искусств Зураба Церетели по адресу Москва, ул.Пречистенка, дом 19. Галерея работает: с 12.00 до 20.00 пятница – с 12.00 до 22 .00 воскресенье – с 12.00 до 20.00 выходной день — понедельник каждый вторник – день бесплатного посещения последняя среда каждого месяца – день бесплатного посещения для лиц, не достигших 18 лет Стоимость билетов: 300 рублей, льготный – 100 рублей

Понравилась статья? Нажми на кнопочки!

Комментариев: 48
  1. Ольга Живило
    • Валентина Кирс
      • Валентина Кирс
  2. AndreyShaD
    • Валентина Кирс
  3. Оксана
    • Валентина Кирс
  4. Elena
    • Валентина Кирс
  5. elza
    • Валентина Кирс
  6. Эллина
    • Валентина Кирс
      • Эллина
        • Валентина Кирс
          • Эллина
          • Валентина Кирс
          • Эллина
          • Валентина Кирс
  7. Любовь
    • Валентина Кирс
    • Валентина Кирс
  8. Laralaram
  9. Жанна
    • Валентина Кирс
  10. Нина
    • Валентина Кирс
  11. Дмитрий
    • Валентина Кирс
  12. Лидия
    • Валентина Кирс
  13. Larisenok
    • Валентина Кирс
  14. Александра Журавлева
    • Валентина Кирс
  15. Наталья
    • Валентина Кирс
  16. Laralaram
    • Валентина Кирс
  17. Laralaram
    • Валентина Кирс
  18. Ольга
    • Валентина Кирс
  19. Елена Картавцева
    • Валентина Кирс
  20. Наталья
    • Валентина Кирс
      • Наталья

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *