Главная » Русские художники » Марк Шагал. От Витебска до Парижа

Марк Шагал. От Витебска до Парижа

Марк Шагал. От Витебска до Парижа

Летом 2012 году я побывала в Инженерном корпусе Третьяковской галереи на выставке работ Марка Шагала (1887-1985). Выставка была приурочена к 125-летию со дня рождения художника, на ней экспонировались более 150 произведений живописи, скульптуры, графики и прикладного искусства из государственных и частных собраний. Наиболее значительная часть экспонатов поступила из собрания наследников художника – Беллы и Мерет Мейер.

Автопортрет. 1914

Автопортрет. 1914

В 1915 году Тугенхольд писал о Шагале: Беря кусок жизни, грубой и бедной, Шагал творит свою красивую легенду. Метельщик становится пыльно-серебряным, гладильщица окрашивается колоритом изысканного веласкезовского благородства, так же как и старый еврей, суровая торжественность которого выражена сочетанием черного и белого… Вряд ли найдется в истории искусства художник, столь привязанный в жизни и творчестве к своим корням, к месту рождения: Моя душа навек с тобою – пока живу, пока дышу.

Окно в деревне. 1915

Окно в деревне. 1915

Приехав в 1973 году с коротким и единственным, после отъезда в эмиграцию, визитом в Советский Союз, Шагал посетил Третьяковскую галерею. По свидетельству очевидцев, он воскликнул: Икона – это лучшее, что создано в России. Шагал увидел в ней один из источников своего стиля, своего образного мира. Современные Шагалу молодые живописцы: К.С.Петров-Водкин, А.В.Лентулов, М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова, К.С.Малевич – все они прямо или косвенно соотносились с древнерусской традицией. Каждый из них увидел икону заново и по-своему оценил чистоту ее красок.

Деревенская мадонна. 1938-1942

Деревенская мадонна. 1938-1942

Шагал шел по жизни, всегда оглядываясь в прошлое. Оторвавшись от дома в 20 лет, он постоянно возвращался назад в реальности или в воспоминаниях. Ему необходима была родная почва. Неслучайно в 1915-1916 годы, живя в Петербурге, он начал писать воспоминания, а закончил их в 1924 году в Париже. Это был поиск «точки опоры», желание вновь оказаться рядом с тем, что утрачено.

Окно. Витебск. 1908

Окно. Витебск. 1908

Шагал родился в Витебске в 1887 году на окраине города, называвшейся Песковатики, заселенной в основном еврейской беднотой. При рождении он получает имя Мовша (Моисей), потом в Париже принимает имя Марк. Отец служил приказчиком на складе сельдей, мать содержала бакалейную лавку. Через десять лет родители строят одноэтажный каменный дом с лавкой и деревянными флигелями, где семья живет до 1923 года.

Пара на красном фоне. 1983

Пара на красном фоне. 1983

Легко заметить постоянство в выборе мотивов, превращенных Шагалом в символы Витебска: маленькие деревянные домики с двумя окнами, покосившиеся заборы, сараи, ворота, мосты, церкви и кладбище. Шагал не искал эти образы специально, они всегда были рядом. Их родословная начиналась из окна родительского дома на Покровской улице. Шагал писал:

Художник над Витебском. 1982-1983

Художник над Витебском. 1982-1983

Этот пригорок с церковью я не раз и всегда с удовольствием изображал на своих картинах. В дальнейшем церковь перерастает значение изобразительного мотива и в парижских картинах превращается в знак Витебска и самого художника.

Автопортрет перед домом. 1914

Автопортрет перед домом. 1914

В 1900 году Шагал поступил в Витебское городское училище, и здесь он полюбил рисование. Он стал упрашивать мать дать ему возможность стать художником. И хотя согласно заповедям Моисея запрещалось делать изображение того, что «на небе, на земле и на воде», масть уступила сыну и отвела его в Школу живописи и рисунка И.М.Пэна. В 1906 году, получив от отца 27 рублей, Шагал уезжает в Петербург.

Авраам плачет о Саре. 1931

Авраам плачет о Саре. 1931

В Петербурге Марк Шагал поступает в частную школу живописи Е.Н.Званцевой, где преподают Л.С.Бакст и М.В.Добужинский. Шагал вспоминает:
Судьбу мою решила школа Бакста и Добужинского. Бакст повернул мою жизнь в другую сторону.

Авраам и три Ангела. 1958-1960

Авраам и три Ангела. 1958-1960

Шагал изображает жизнь родных и близких ему людей, выбирая эпизоды их повседневного бытия. Они чаевничают, музицируют, отдыхают, чего-то ожидают. Художник утверждает ценность каждого мгновения человеческой жизни, желая удержать, запомнить их. Это то, что напоминает дом, семейный очаг и то, что навсегда остается в душе и памяти.

День рождения. 1915

День рождения. 1915

Витебск – это «территория любви» Шагала к Белле, возлюбленной, жене и музе. Они познакомились в 1909 году в доме их общей подруги, но подлинная встреча произошла несколькими часами позже на мосту через Двину, став для Шагала озарением. Отныне мост входит особой темой в творчество художника. Белла писала:

Мост для нас – это рай. Мы вырвались из тесных домишек, чтобы взглянуть на небо. Улочки так узки, что неба не видно. Церкви, острые крыши. А под мостом – река. Меж небом и водой просветляется воздух.

Над городом. 1914-1918

Над городом. 1914-1918

Город – невольный свидетель любви Марка и Беллы. В картине «День рождения» (Музей современного искусства, Нью-Йорк) Марк и Белла воспаряют вверх, туда, где синее небо и облака. Они взлетают в картинах «Над городом» (Третьяковская галерея) и «Прогулка» (Русский музей).

Клубника. Белла и Ида за столом. 1915

Клубника. Белла и Ида за столом. 1915

Адвокат М.М.Винавер назначает Шагалу стипендию для продолжения учебы за границей, и в мае 1911 года он уезжает в Париж. Он снимает мастерскую в общежитии для художников «Ла Рюш» (Улей), где его соседями были Модильяни, Ф.Леже, Х.Сутин. В мае 1914 года Шагал приезжает в Берлин, где открывается его первая персональная выставка в галерее «Дер Штурм». После выставки он уезжает в Витебск для встречи с Беллой. И начавшаяся Первая мировая война лишает его возможности вернуться в Париж.

Лежащая обнаженная. 1911

Лежащая обнаженная. 1911

25 июля 1915 года Марк Шагал и Белла Розенфельд становятся мужем и женой. В мае 1916 года у них рождается дочь Ида. В Москве Шагал участвует в выставке объединения «Бубновый валет». В сентябре 1918 года Марк Шагал получает мандат уполномоченного (комиссара) по делам искусств в Витебской губернии. Его первым грандиозным проектом стало оформление города в честь годовщины революции. Многие не понимали такое пролетарское искусство, удивлялись, почему корова зеленая, а лошадь летит по небу. И какое отношение это имеет к Марксу и Ленину?

Прогулка. 1917-1918

Прогулка. 1917-1918

Организаторская работа захватила Шагала. Он сделал очень много за короткий срок в 4 месяца: открыл Народное художественное училище, куда пригласил преподавать известных художников (Л.М.Лисицкого, И.А.Пуни, А.Г.Ромма). Он руководил одной из его мастерских – Свободной живописной, начал работу по созданию музея современного искусства, проводил выставки, диспуты и лекции. Но начались конфликты и преподавателями училища, а после приезда в Витебск Казимира Малевича борьба группировок закончилась переходом учеников в группу Малевича. В начале июня 1920 года Шагал покинул Витебск навсегда.

Лиловая обнаженная. 1967

Лиловая обнаженная. 1967

Именно сейчас, в мае 2014 года в прокат вышел фильм известного режиссера Александра Митты «Шагал – Малевич». Очень советую вам, дорогие читатели, посмотреть фильм о непростых отношениях Шагала со своим гениальным современником Казимиром Малевичем, а также об отчаянной схватке за сердце Беллы с другом детства, а ныне красным комиссаром Наумом.

Дача. 1917

Дача. 1917

Марк Шагал переезжает в подмосковную Малаховку, где преподает рисование в еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал». Летом 1922 года художник покидает Россию, уезжая с выставкой своих работ в Каунас, потом в Берлин. Затем с семьей переезжает в Париж для выполнения заказа издателя А.Воллара по выполнению офортов к произведению Н.В.Гоголя «Мертвые души». 96 офортов передает в дар Третьяковской галерее.

Окно в студии художника. 1976

Окно в студии художника. 1976

В 1933 году в Мангейме после выставки «Большевизм в культуре», устроенной нацистами, по приказу Геббельса сжигают произведения Шагала. Ему отказывают в получении французского гражданства. И в этот трудный период Шагал, уже всемирно известный живописец, обращается к своим корням, к родному городу, который понимал его с полуслова. Он пишет полотно «Обнаженная над Витебском», наполненное тишиной и родным воздухом.

Обнаженная над Витебском. 1933

Обнаженная над Витебском. 1933

В 1941 году Шагал получает приглашение от Музея современного искусства в Нью-Йорке, и в июне вместе с семьей едет в Нью-Йорк, подальше от страшной войны. Но ему не удается убежать от страшной беды: 2 сентября 1944 года в местной больнице от сепсиса умирает Белла. Почти год он не может взять в руки кисть.

Букет цветов. 1982

Букет цветов. 1982

Через год он знакомится с Вирджинией Хаггард-Макнил, дочерью бывшего британского консула США. У них большая разница в возрасте – Шагалу 58 лет, Вирджинии чуть больше 30. Рождается сын Дэвид. И в 1947 году семья переезжает во Францию, поселяется в Оржевале. В 1951 году Вирджиния уходит от Шагала и забирает сына.

Портрет Вавы. 1953-1956

Портрет Вавы. 1953-1956

22 июля 1952 года Шагал женится на Валентине Бродской (Ваве), дочери известного фабриканта и сахарозаводчика. Но только Белла оставалась для художника вечной музой.

Акробатка. 1930

Акробатка. 1930

Посещая в 1973 году Советский Союз, Марк Шагал после долгих колебаний отказался от поездки в Витебск:

В мои 86 лет некоторые воспоминания нельзя ни тревожить, ни обновлять… И то, что живой частью входит во множество моих картин и рисунков, окажется несуществующим, исчезнувшим с лица земли. Мне будет невыносимо больно это видеть.

Гимн Набережной часов. 1968

Гимн Набережной часов. 1968

Художник прекрасно понимал, что послевоенный Витебск – совсем другой город. В 1930-е годы были уничтожены любимые образы-знаки его картин: Спасо-Преображенская церковь, Успенский собор. Разрушены в войну синагоги и еврейское кладбище. Прежнего Витебска нет, но и поныне остается место, которое хранит память о Марке Шагале и которое живет во многих работах мастера.

Художник и его невеста. 1980

Художник и его невеста. 1980

Марк Шагал скончался 28 марта 1985 года в Сен-Поль-де-Вансе во Франции.

Здравствуй, Париж. 1945

Здравствуй, Париж. 1945

Понравилась статья? Нажми на кнопочки!

Комментариев: 51
  1. Александр
    • Валентина Кирс
  2. Наталия Соколова
    • Валентина Кирс
  3. Elena
    • Валентина Кирс
  4. elza
    • Валентина Кирс
  5. Светлана
    • Валентина Кирс
  6. Наталья
  7. Александра Журавлева
    • Валентина Кирс
  8. Наталья
    • Валентина Кирс
  9. Larisenok
    • Вера
      • Валентина Кирс
    • Валентина Кирс
  10. Анна
    • Валентина Кирс
  11. Lada
    • Валентина Кирс
  12. Анастасия
    • Валентина Кирс
  13. Елена Картавцева
    • Валентина Кирс
  14. kladez-zolota
    • Валентина Кирс
  15. Любовь
    • Валентина Кирс
  16. Дмитрий
    • Валентина Кирс
  17. Ирина Зайцева
    • Валентина Кирс
  18. Елена
    • Валентина Кирс
  19. Эллина
    • Валентина Кирс
      • Эллина
        • Валентина Кирс
  20. Тамара
    • Валентина Кирс
  21. Laralaram
    • Валентина Кирс
      • Laralaram
        • Валентина Кирс
  22. Яна
    • Валентина Кирс
  23. Галина
    • Валентина Кирс

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *