Главная » Русские художники » Константин Коровин » Константин Коровин и театр (7)

Константин Коровин и театр (7)

На ретроспективной выставке работ Константина Коровина в Третьяковской галерее (ГТГ) на Крымском Валу представлены эскизы, декорации и костюмы для оперных спектаклей Большого и Мариинского театров, а также для спектаклей, оформленных мастером во Франции. Выставка посвящена 150-летию знаменитого русского художника.

Константин Коровин. Град-столица

Константин Коровин. Град-столица

В 1922 году Константин Алексеевич выезжает с выставкой своих произведений в Германию, затем во Францию, где и остается. В эмиграции Константин Коровин пробыл с 1922 по 1939 годы. Франция встретила нового эмигранта равнодушно, государственные театры никаких заказов не давали. А ведь у художника был огромный 40-летний опыт работы в театре: в Русской частной опере С.И.Мамонтова, в Императорских театрах Москвы и Петербурга, где он был художником-постановщиком более 100 спектаклей. 

Константин Коровин. Декорация 1-го действия. 1937

Константин Коровин. Декорация 1-го действия. 1937

В 1908 году парижский театр «Опера-Комик» в течение года добивался от Коровина согласия оформлять готовившуюся к постановке «Снегурочку». До конца дней он живет в Париже в бедности, пытаясь добыть деньги на содержание больной жены и сына Алексея (инвалида) работами для театра и продажей картин. Его небольшие по размеру картины часто написаны на картоне не только маслом, но и акварелью, темперой.

Константин Коровин. Снегурочка. 1885

Константин Коровин. Снегурочка. 1885

1928 год стал переломным для художника, он был привлечен к участию в большом проекте. Во Франции создавалась Парижская частная опера, владелицей и вдохновительницей которой стала оперная певица с мировым именем Мария Николаевна Кузнецова (1880-1966), финансистом – ее муж Альфред Массне, племянник знаменитого композитора. Организатором всего предприятия был князь А.А.Церетели. Они были хорошо знакомы с Константином Коровиным.

Константин Коровин. Заколдованный лес

Константин Коровин. Заколдованный лес

Парижская частная опера открылась 27 января 1929 года оперой «Князь Игорь» на музыку А.П.Бородина. Оформлял огромные декорации к четырехактной опере в пяти картинах 68-летний Коровин собственноручно. Он чувствовал огромное душевное ликование, он писал другу: «Моя свеча еще горит».

Константин Коровин. Князь Игорь. Площадь в Путивле. 1929

Константин Коровин. Князь Игорь. Площадь в Путивле. 1929

В Париже были поставлены оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» в оформлении И.Я.Билибина, «Снегурочка» в оформлении К.А.Коровина и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в оформлении его сына Алексея Константиновича Коровина. Парижская публика была восхищена роскошью костюмов и пышностью декораций, которые сотворил Константин Коровин в опере «Князь Игорь». Кузнецова изменила первоначальный план: три оперы – три режиссера – три художника. Она дает Коровину еще один заказ – оформление оперы «Снегурочка», в которой на протяжении многих лет пела сама в созданных им декорациях и костюмах.

М.Н.Кузнецова-Бенуа в роли Ярославны

М.Н.Кузнецова-Бенуа в роли Ярославны

Оформление огромной четырехактной оперы в шести картинах Кузнецова заказала Алексею Коровину. Этот заказ для нее был большим риском, ведь молодой художник никогда прежде не работал в театре. В 18 лет в результате несчастного случая Алексей Коровин стал инвалидом – ему ампутировали стопу левой ноги. К 1922 году он перенес 9 операций, нога была ампутирована до колена. Советские власти разрешили выезд семьи Коровиных за границу, чтобы они смогли приобрести там протез. Коровин-младший страдал от прогрессирующей душевной болезни, которая в 1950-м году унесла его жизнь. Опубликованные в сувенирной программе эскизы костюмов и декораций к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», подписанные Алексеем Коровиным, подтверждают, что часть работы была выполнена его отцом.

Константин Коровин. Бермята и слуги

Константин Коровин. Бермята и слуги

Труппа Кузнецовой давала свои спектакли в Париже 4 раза в неделю почти полгода. В июле 1929 года Парижская частная опера отправилась в турне по Южной Америке. Перед поездкой репертуар пополнился оперой М.П.Мусоргского «Сорочинская ярмарка» в оформлении Н.С.Гончаровой. Труппу возглавил сын Кузнецовой Михал Бенуа, так как А.А.Церетели был уволен. Нечестность или неопытность молодого руководителя привели к финансовому краху. Так бесславно погибло дело, начавшееся столь блистательно.

Церетели был уволен Кузнецовой несправедливо. Оскорбленный князь обратился в суд, выиграл его и получил 500 000 франков за моральный ущерб и 350 000 франков за судебные издержки. С таким капиталом он смог открыть свое дело, которое просуществовало с мая 1930 по май 1932 года. В труппе выступал Ф.И.Шаляпин, специально для него поставили оперу А.С.Даргомыжского «Русалка», где выдающийся певец исполнял свою коронную роль  – роль Мельника. Оформлять спектакль пригласили К.А.Коровина. С этого спектакля в 1900 году началось триумфальное шествие к славе двух друзей – художника и певца. В Париже спектакль шел с ошеломительным успехом.

Жизнь Константина Коровина в эмиграции сложилась трудно. Болезнь близких, собственные недуги, тяжелое материальное положение, обманы посредников придавили художника. Участвуя в работе оперных трупп в Париже Коровин вновь испытал вкус славы и признания, получил передышку от безденежья. Спектакли, созданные с его участием, распространяли славу русского искусства.

Выставка в Государственной Третьяковской галерее открыта до 12 августа.

Понравилась статья? Нажми на кнопочки!

Комментарий: 1
  1. ирина

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *