Главная » Русские художники » Бубновый валет

Бубновый валет

Художественное объединение «Бубновый валет»

Не единожды упоминала я в своих рассказах название авангардного художественного объединения «Бубновый валет». В него входили самые знаменитые молодые московские художники начала ХХ-го столетия. И я решила поближе познакомить моих дорогих читателей с этим мощным творческим движением, возбудившим тогда всю культурную прослойку России.

Бубновый валет

И.Машков. Портрет дамы с фазанами. 1911

Первая выставка художественного объединения «Бубновый валет» состоялась в 1910 году. Обычно название этого объединения ассоциируется с именами Кончаловского, Лентулова, Машкова, Куприна и Рождественского. Московская публика была шокирована эпатирующими картинами молодых художников.

Бубновый валет

А.Лентулов. Василий Блаженный. 1913

Этому способствовало и вызывающее название, предложенное Михаилом Ларионовым. «Бубновыми валетами» называли каторжников, а также в названии обыгрывалось французское толкование игральной карты: бубновый валет – мошенник или плут. Критика всячески издевалась над «бубновыми валетами».

Бубновый валет

П.Кончаловский. Автопортрет в сером. 1911

Состав Объединения «Бубновый валет»

Большинство из молодых художников училось в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Валентина Серова и Константина Коровина. Но все, созданное Репиным, Левитаном, передвижниками, ими объявлялось старым и отжившим. Дерзкие, молодые, они ворвались в мир искусства в то время, когда в Москве можно было заблудиться в лабиринте художественных течений.

Бубновый валет

П.Кончаловский. Автопортрет с семьей (сиенский портрет). 1912

Название «Бубновый валет» прижилось и было водружено на одном  из зданий на Воздвиженке (помните великолепное здание Военторга, от которого сейчас даже памяти не осталось). Публика недоумевала, что же это будет – игорный дом? И куда смотрит градоначальник? В воздухе носилось предчувствие скандала.

Бубновый валет

М.Ларионов. Солдат (курящий). 1910–1911

Сразу после первой выставки Михаил Ларионов и Наталия Гончарова покинули «Бубновый валет» и организовали самостоятельную выставку, которую назвали «Ослиный хвост». Ларионов первым открыл прелесть наивной вывески. Пройдет время, и его холсты будут висеть в самых знаменитых музеях мира, как и картины его спутницы и единомышленницы Наталии Гончаровой.

Бубновый валет

А.Лентулов. Женщины и фрукты. Правая часть диптиха. 1917

Выставки Объединения «Бубновый валет» 1910-1914 годов показывают удивительное единство стиля. Яркие красочные пятна, не признаваемые до сих пор сочетания цветов и использование чистого цвета – все сближает русскую живопись с Сезанном и Матиссом, а также с другими фовистами.

Бубновый валет

В.Татлин. Матрос. 1911

Изменение состава Объединения «Бубновый валет»

В 1916 году состав Объединения «Бубновый валет» коренным образом поменялся. Весной объединение покинули Кончаловский и Машков, перешедшие в «Мир искусства». Им на смену пришли Марк Шагал,  Натан Альтман,  Владимир Татлин, Любовь Попова, Иван Пуни, Ольга Розанова, Иван Клюн – представители неопримитивизма, кубофутуризма и кубизма. В одном они были едины – нужно снести живопись с небес на землю, покончить с господством пространства и противопоставить ему мир вещей. Их любимым жанром становится натюрморт.

Бубновый валет

В.Татлин. Лежащая натурщица. 1912

Молодой человек из хорошей семьи, зять Сурикова, Кончаловский явно эпатировал публику. Я всегда любил народное искусство – вспоминал художник — примитив, лубок, вывеска. В этом веселом вывесочном стиле пышно расцвело искусство Ильи Машкова. Крестьянский сын, служа мальчиком в мелких лавках, он иногда сам малевал вывески. Не принимавший искусство «валетов» Александр Бенуа увидел в Машкове образец творческой силы, темперамент и буйство красок.

Бубновый валет

И.Машков. Автопортрет. 1911

Это буйство красок вывело из терпения Серова. «Не живопись, а фонарь»  – скажет о Машкове Серов и исключит его из училища. От портретов дам на полотнах Машкова рябит в глазах, но таким образом, полнокровным и красочным, Илья Машков воспринимал мир. Настоящее царство Машкова составляли его натюрморты. Вот где проявлялись его выдумка, красочная щедрость. Говорили, что сотоварищ Машкова Александр Куприн весь мир воспринимает как один большой натюрморт. Как и другие «валеты», он испытал на себе влияние Сезанна.

Бубновый валет

И.Машков. Автопортрет и портрет Петра Кончаловского. 1910

Художник Аристарх Лентулов был как никто восприимчив к новейшим течениям, создал вихревой динамизм времени. Свой автопортрет на выставке 1915 года Аристарх Лентулов назвал «Великий художник», не без иронии вспоминая старых мастеров. Он как богатырь-зазывала гордо подбоченился.

Бубновый валет

А.Лентулов. Автопортрет (Le grande peintre). 1915

Среди «валетов» особняком стоит Роберт Фальк. Он часто писал автопортреты, как бы разметив ими свой жизненный путь. О Фальке говорили, что он соединил в себе пути русского модерна и авангарда. Его живопись способна передавать оттенки чувств и настроений. Фальк долго жил в Париже, но вернулся на родину. Его искусство было несовместимо с соцреализмом, но он продолжал работать в своей мансарде в центре Москвы.

Бубновый валет

Р.Фальк. Старая Руза. 1913

Две последние выставки «Бубнового валета» стали триумфом супрематизма, так как в это время председателем объединения становится Казимир Малевич. На закрытии последней выставки в декабре 1917 года выступали Давид Бурлюк, Василий Каменский и Казимир Малевич с докладом на тему «Заборная живопись». На этом деятельность объединения прекратилась.

Бубновый валет

К.Малевич. Портрет М.В.Матюшина. 1913

Казимир Малевич писал:

Под «Бубновым валетом» организовалась вся новая молодежь с новым отношением к миру явлений и, стало быть, с новой точкой зрения на искусство. «Бубновый валет» — это был действительно первый бушующий вулкан на поляне векового почивания изобразительного искусства со спокойными лирическими пейзажами, пастушками, пасущими баранов, закатами солнца, восходящей украинской луной, воспеванием любви, с психологическим портретом, толкованием разных поучительных моралей, истин, прошлого быта с такой же луной.

Бубновый валет

Р.Фальк. Обнаженная. Крым. 1916

Бубновый валет

На выставке «Бубновый валет»

Выставка «Бубновый валет» проходила в галерее «Дом Нащокина» в Воротниковском переулке рядом с Триумфальной площадью» с июня по сентябрь 2012 года. Поскольку на выставке разрешалось делать фотографии, то я не преминула запечатлеть замечательное оформление экспозиции. DSC01611 - копия

DSC01597 - копия

Самая большая по величине картина Петра Кончаловского «Купание Красной конницы» обращала на себя внимание (320х434). По этой причине почти никогда не выставляется на выставках, а хранится она в Центральном музее Вооруженных сил.

Бубновый валет

П.Кончаловский. Купание Красной конницы.1928

Понравилась статья? Нажми на кнопочки!

Комментариев: 42
  1. Юлия
    • Валентина Кирс
  2. Оксана
    • Валентина Кирс
  3. Татьяна
    • Валентина Кирс
    • Валентина Кирс
  4. Laralaram
    • Валентина Кирс
  5. Laralaram
    • Валентина Кирс
  6. Elena
    • Валентина Кирс
  7. Елена
    • Валентина Кирс
  8. Елена
    • Валентина Кирс
  9. Нина
    • Валентина Кирс
  10. Елена Картавцева
    • Валентина Кирс
  11. Тамара
    • Валентина Кирс
  12. Любовь
    • Валентина Кирс
  13. Эллина
    • Валентина Кирс
      • Эллина
        • Валентина Кирс
  14. Наталья
  15. Эллина
    • Валентина Кирс
  16. Галина
    • Валентина Кирс
  17. Ольга
    • Валентина Кирс
  18. Larisenok
    • Вера
    • Валентина Кирс
  19. Александра Журавлева
    • Валентина Кирс
  20. Елена

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *