Главная » Пойдем в музей » Отечество мое — в душе моей…

Отечество мое — в душе моей…

В Государственном Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ) показаны работы русского и западноевропейского искусства конца XIX — начала XXI века из собрания Музея искусства авангарда (МАГМА). В Белом зале ГМИИ первой вы увидите картину Ильи Ефимовича Репина «Парижское кафе» (1874-1875), который опередил таким сюжетом знаменитых импрессионистов Эдуарда Мане и Огюста Ренуара.

Репин И.Е. Парижское кафе 1874-1875

Репин И.Е. Парижское кафе 1874-1875

Далее висит картина Зинаиды Серебряковой «Лежащая обнаженная портрет Неведомской». Девушка изображена так нежно и романтично, что возникает необыкновенная благодарность художнице за доброту и теплые чувства, которые должны наполнять нашу жизнь.

Зинаида Серебрякова «Портрет мадемуазель Неведомской» 1935

Зинаида Серебрякова «Портрет мадемуазель Неведомской» 1935

В экспозиции представлено 100 произведений, поэтому мне предстояла тяжелая работа выбрать из 100 шедевров 15-20 работ. Они все достойны того, чтобы показать их моим дорогим читателям. Я в полном восторге от выставки, и получила огромный позитивный потенциал, посмотрев на картины гениальных мастеров. Название выставки «Отечество мое – в моей душе…» является цитатой стихотворения Марка Шагала:

Отечество моё — в моей душе.
Вы поняли?
Вхожу в него без визы.

Всем художникам, работы которых представлены на выставке, приходилось хранить отечество в своей душе, все они были эмигрантами.

Марк Шагал «Видение (Автопортрет с музой)» 1917-1918

Марк Шагал «Видение (Автопортрет с музой)» 1917-1918

Марк Шагал всегда считал себя национальным художником, он по жизни шел как по облакам, меняя города и страны. Он оставался человеком вне времени и определенного места.

Марк Шагал «Клоун-музыкант» 1937-1938

Марк Шагал «Клоун-музыкант» 1937-1938

Роберт Фальк был самым младшим среди молодых живописцев объединения «Бубновый валет». В его картинах этого периода преобладали лаконичные, скупые пейзажи и натюрморты.

Роберт Фальк «Церковь (зеленая)» 1912

Роберт Фальк «Церковь (зеленая)» 1912

Яков Каган-Шабшай по образованию был инженером-электротехником, проявил себя на многих поприщах. Он знал 5 иностранных языков и вкладывал огромную энергию в свою работу. В доме Каган-Шабшая всегда кипели споры об искусстве. Он дружил с молодым живописцами и помогал им материально, в том числе и Марку Шагалу. Каган-Шабшай коллекционировал произведения еврейского искусства XIX века. Картина Роберта Фалька «Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая» была показана публике при жизни автора только три раза. Огромный ажиотаж возник вокруг картины, когда она была заявлена на торгах Sotheby’s. Самое поразительное то, что ее купили до проведения торгов. Это был всего третий такой случай на торгах Sotheby’s.

Роберт Фальк. Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая, 1917 год

Роберт Фальк. Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая, 1917 год

Амедео Клементе Модильяни, итальянский художник и скульптор, прожил недолгую, но очень яркую жизнь. Его творчество нельзя отнести ни к одному из художественных направлений его времени. И произведения его не имели успеха при жизни живописца. Теперь же цены на его картины взлетели до небес. Меня поразила утонченность женского образа на картине Амадео Модильяни «Портрет девушки в черном платье».

Амедео Модильяни «Портрет девушки в чёрном платье» 1918

Амедео Модильяни «Портрет девушки в чёрном платье» 1918

Хаим Сутин был близким другом Амедео Модильяни, и произведения его тоже относились к парижской школе. У картин Хаима Сутина необыкновенно яркая энергетика и особая драматичность. Я показываю здесь только две работы этого живописца «Кондитер из Кань» и «Пейзаж в Кань», но это настоящие шедевры.

Хаим Сутин «Кондитер из Кань» 1922-1923

Хаим Сутин «Кондитер из Кань» 1922-1923

На одной грустный, безнадежно уставший , грустный мальчик , на другой – неведомо сказочные дома с их завораживающей готовностью к движению.

Хаим Сутин «Пейзаж в Кань» 1924-1925

Хаим Сутин «Пейзаж в Кань» 1924-1925

Мастера мирового театрально-декорационного искусства Лев Бакст и Валентин Серов напоминают нам о русском Серебряном веке. О картине Валентина Серова «Похищение Европы» я писала здесь.

Лев Бакст «Портрет Рэчел Стронг, будущей графини де Буажелен» 1924

Лев Бакст «Портрет Рэчел Стронг, будущей графини де Буажелен» 1924

Сенсационные успехи «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже во многом связаны с декорациями и костюмами, созданными этими великими мастерами.

Лев Бакст. Эскиз костюма к балету Нарцисс - Нимфа Эхо 1911

Лев Бакст. Эскиз костюма к балету Нарцисс — Нимфа Эхо 1911

Яркие, сочные краски абстрактных композиций Сони Делоне сразу же привлекают внимание. Ее произведения наполняют радостью жизни и желанием делать добро. Соня Делоне родилась в небольшом городке Градижск Полтавской губернии. Когда ей исполнилось 18 лет, она едет учиться в Академию изящных искусств в Карлсруэ, потом переезжает в Париж, который считается центром искусств. Здесь она знакомится с художником Делоне и выходит за него замуж.

Соня Делоне «Рынок в Минью» 1915

Соня Делоне «Рынок в Минью» 1915

Соня Делоне увлекается разложением цвета, выражает динамику движения живописным языком солнечных кругов. Для «Русских балетов» Сергея Дягилева художница оформляет спектакли. Она создает собственный модный дом, в котором ее авангардные украшения и платья пользуются большим спросом. Для парижской Всемирной выставки 1937 года Соня Делоне вместе со своим мужем создает панно величиной в 235 квадратных метров. Соня становится крупнейшим мастером ар-деко. В 1964 году в Лувре открывается ее персональная выставка, а в 1975 году Соню Делоне награждают Орденом Почетного легиона.

Соня Делоне. Ритм красок. 1954

Соня Делоне. Ритм красок. 1954

Александра Тышлера причисляют к художникам-нонконформистам, становление творчества которых происходило в начале 1960-х годов, во времена «оттепели». Жемчужиной его ранних произведений считается картина «Наводнение». Здесь надо понимать, что она имеет символико-аллегорический смысл.

Александр Тышлер «Наводнение», 1926

Александр Тышлер «Наводнение», 1926

Александр Тышлер возводит настоящие воздушные замки. Его поэтическая одухотворенность и полет воображения создают великие картины, среди которых «Наклонная башня». Он был исключительным мастером, выдающимся театральным художником.

Александр Тышлер «Наклонная башня. Из серии «Архитектура» 1976

Александр Тышлер «Наклонная башня. Из серии «Архитектура» 1976

Совершенно невозможно спокойно пройти мимо «Натюрморта с арбузом и булкой» Давида Штеренберга. Я думаю, сказывается обучение живописца в Школе изящных искусств в Париже. Влияние Поля Сезанна и кубизма явно проявлялось в его творчестве. В 1925 году вместе с Соней Делоне и Натаном Экстером он участвует в Международной выставке декоративного искусства. Умер Давид Штеренберг в 1948 году и после смерти был практически забыт, хотя долгое время жил и работал в Советской России. Похоронен художник в Москве на Ваганьковском кладбище.

Давид Штеренберг «Натюрморт с арбузом и булкой» 1925

Давид Штеренберг «Натюрморт с арбузом и булкой» 1925

Михаила Шварцмана называют легендой отечественного андеграунда, мистиком и философом. Он всегда поражает, удивительным наитием, пророческим даром, гениально парадоксальным    мышлением. Следуя за художниками-авангардистами 20-х годов Михаил Шварцман продолжал мистически-религиозное направление русского искусства.

Михаил Шварцман «Тайный смысл» 1972

Михаил Шварцман «Тайный смысл» 1972

Прошедшей осенью в Москве в Медиа Арт Музее (МАММ) прошла широкомасштабная выставка художников-концептуалистов Ильи Кабакова и Эля Лисицкого, о которой я подробно писала здесь. На выставке «Отечество мое – в моей душе…» особое место занимают две большие картины Ильи Кабакова «Аллея» (1982) размером 2,60 на 1,90 метра и «Жук» (1982) размером 2,10 на 1,50 метра.

Илья Кабаков «Аллея (Тропинка)» 1982

Илья Кабаков «Аллея (Тропинка)» 1982

Аллея мне понравилась, а вот с Жуком я пока не разобралась, ведь эта картина была продана в 2008 году на аукционе в Лондоне почти за шесть миллионов долларов. Видимо, я до нее еще не доросла, но Жук меня исключительно заинтересовал.

Илья Кабаков «Жук» 1982

Илья Кабаков «Жук» 1982

Одного из самых интересных концептуалистов я считаю Виктора Пивоварова. На выставке можно увидеть восемь его работ, я выделила две – «Триптих со змейкой» (2000) и «Мокрые волосы» (2012).

Виктор Пивоваров «Триптих со змеёй», 2000

Виктор Пивоваров «Триптих со змеёй», 2000

Стоя перед картиной «Мокрые волосы», я ощущала животрепещущие капельки утренней росы, исходящие из картины, и свежий московский воздух.

Виктор Пивоваров «Мокрые волосы» 2012

Виктор Пивоваров «Мокрые волосы» 2012

Из интервью предпринимателя и коллекционера Вячеслава Кантора, создателя Музея искусства авангарда (МАГМА):

Я считаю, что это очень символично, что мы показываем в России лучшие наши работы, 90 процентов которых приобретено за ее пределами. Про Россию известно, что мы — великая ресурсная держава, еще про космос и балет, но есть еще и это измерение, что Россия не заимствовала из западного искусства, а, наоборот, во времена авангарда занимала лидирующие позиции.

Выставка открыта до 16 февраля 2014 года.

Понравилась статья? Нажми на кнопочки!

Комментариев: 32
  1. Виктор
    • Валентина Кирс
  2. Natabul
    • Валентина Кирс
  3. Lada
    • Валентина Кирс
  4. Тамара
    • Валентина Кирс
  5. Elena
    • Валентина Кирс
  6. Любовь
    • Валентина Кирс
  7. Наталья
    • Валентина Кирс
  8. Алексей
    • Валентина Кирс
  9. Татьяна Саксон
    • Валентина Кирс
  10. Любовь
    • Валентина Кирс
    • Валентина Кирс
  11. Эллина
    • Валентина Кирс
  12. Larisenok
    • Валентина Кирс
  13. Елена Картавцева
  14. Людмила
    • Валентина Кирс
  15. Юлия
    • Валентина Кирс
  16. Надежда Семеновна
    • Валентина Кирс

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *