Главная » Пойдем в музей » Апокалипсис. Выставка работ Альбрехта Дюрера. Государственный Музей архитектуры им.А.В.Щусева

Апокалипсис. Выставка работ Альбрехта Дюрера. Государственный Музей архитектуры им.А.В.Щусева

В Государственном Музее архитектуры им. А.В.Щусева в здании «Аптекарского приказа» открылась выставка гравюр великого художника Альбрехта Дюрера (1471-1528). Поскольку приближается дата конца света (не буду ее называть, чтобы не травмировать несведущих), то я советую всем, кто интересуется этим вопросом, постараться посетить эту выставку, но предварительно прочитать эту статью, ДАБЫ ВСЕ ПОНЯТНО БЫЛО. На выставке представлена знаменитая серия гравюр «Apocalypse», которая является наиболее выдающимся творением великого мастера.

Альбрехт Дюрер

Апокалипсис. Альбрехт Дюрер. Музей архитектуры им.А.В.Щусева

Альбрехт Дюрер — Апокалипсис

Апокалипсис – это последняя книга Нового Завета, пророчествующая о конце времен. Это греческое слово переводится как «откровение», поэтому «Апокалипсис» иначе именуется «Книгой Откровения», или «Откровением Св.Иоанна Богослова». По церковному преданию, он был написан одним из двенадцати апостолов Христа, евангелистом Иоанном, пребывавшем в ссылке за веру на острове Патмос в Эгейском море, к югу от города Эфеса.

Книга начинается с посланий семи церквам Азии, в которых сообщается о том, что «время близко» и что близится пришествие Мессии, а значит, Страшный суд. На страшном суде воздастся по заслугам душам грешным и праведным. Далее в Апокалипсисе начинается величественное повествование о том, чему надлежит «быть вскоре». И именно этим событиям посвящены гравюры Альбрехта Дюрера.

Альбрехт Дюрер

Апокалипсис. Альбрехт Дюрер. Музей архитектуры им.А.В.Щусева

Пугающие, несоразмерные человеческому бытию явления, описанные в Откровении, дали повод связывать слово «апокалипсис» исключительно со страшными бедствиями и катаклизмами. Но его содержание отнюдь не сводится к картинам катастроф и гибели всего мироздания. Текст Апокалипсиса, пророчащий страшный конец Вселенной, пришествие антихриста и Страшный суд, говорит также о наступлении Царства Божьего. Последние главы Откровения, посвященные описанию райского Небесного града, звучат торжествующе и одновременно утешительно.

Пророчество Апокалипсиса не могло оставить равнодушными никого из читавших его, и грозная весть о неизбежности конца мира и Страшного суда всегда волновала верующих. Эти настроения особенно обострялись в неблагополучные моменты европейской истории, и чаще всего – в связи с приближением круглых дат, завершающих значительный исторический период. Так было на рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры, так случилось и накануне наступления 1500 года, ровно в то время, когда был создан «Апокалипсис» Дюрера.

Серия из 15 листов была награвирована мастером в краткие сроки и издана в 1498 году. К моменту начала работы над ней 25-летний Дюрер только вернулся из путешествия по Италии. В родной стране его встретила неблагополучная картина: неурожаи, разорение, эпидемия чумы, крестьянские волнения. Повсюду говорилось о пророчествах Апокалипсиса и близком наступлении последних времен.

К счастью, до нас дошли великолепные гравюры, созданные гениальным мастером Альбрехтом Дюрером, и представленные на выставку из московской частной коллекции.

Альбрехт Дюрер. Снятие первых четырех печатей. Всадники Апокалипсиса. 1497

Альбрехт Дюрер. Снятие первых четырех печатей. Всадники Апокалипсиса. 1497

Гравюра открывает череду композиций, посвященных бедствиям, которым предстоит обрушиться на грешников, и которым посвящена значительная часть текста Апокалипсиса.

Альбрехт Дюрер. Снятие пятой и шестой печати. 1497

Альбрехт Дюрер. Снятие пятой и шестой печати. 1497

Эта гравюра чрезвычайно драматична по своему содержанию. В ней звучат две темы Апокалипсиса — торжества праведников и наказания грешников. Мученикам, чьи души под жертвенником видит Иоанн, раздаются белые одежды, символ их духовного триумфа в уготовленном им Царствии Небесном. Меж тем Агнец снимает шествую печать, и на грешную землю обрушиваются тягчайшие бедствия: землетрясения, затмение луны и солнца, огненный звездопад.

Альбрехт Дюрер. Семь ангелов получают трубы. Снятие седьмой печати. 1496-97.

Альбрехт Дюрер. Семь ангелов получают трубы. Снятие седьмой печати. 1496-97.

В композиции художника объединены несколько событий, последовательно описанных в тексте: получение труб ангелами, опрокидывание кадильницы с огнем на землю одним из ангелов, звуки первых четырех труб, вызывающие за собой страшные бедствия.

Альбрехт Дюрер. Св.Иоанн, получающий книгу, которую он должен съесть. 1497

Альбрехт Дюрер. Св.Иоанн, получающий книгу, которую он должен съесть. 1497

В этой гравюре представлен один из самых загадочных эпизодов Откровения. Откр.10:8-9:

И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною, и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле. И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка как мед.

Альбрехт Дюрер. Жена, облеченная в солнце. 1497

Альбрехт Дюрер. Жена, облеченная в солнце. 1497

Традиционно образ Жены, облеченной в солнце, ассоциируется с Марией, матерью Иисуса, а также с Церковью, так как далее в тексте говорится о потомках Жены – христианах. Дракон – олицетворение греха, зла, искушения, преодоленного и побежденного.

Альбрехт Дюрер. Битва архангела Михаила с драконом. 1497

Альбрехт Дюрер. Битва архангела Михаила с драконом. 1497

В этой гравюре Дюрера представлен один из ярких финальных эпизодов Апокалипсиса, предшествующий установлению Царства Божия и торжества праведников в Небесном Иерусалиме. Михаил с силой вонзает копье в горло дракона, а его соратники – ангелы, вооруженные мечами, щитами и луками, обрушиваются на его споспешников, также представленных в виде ужасных драконоподобных тварей.

Альбрехт Дюрер. Видение зверя с семью головами и десятью рогами. Зверь с двумя рогами, подобными агнчим. 1498

Альбрехт Дюрер. Видение зверя с семью головами и десятью рогами. Зверь с двумя рогами, подобными агнчим. 1498

Два зверя, вышедшие из моря и земли, интерпретируются как антихрист и лжепророк. Им поклоняются те, кто забыл истину, Слово Божие, кто грешен. В верхней части листа мы видим символически представленный Суд Божий. Тут нет взвешивания душ, отделения грешников от праведников, но есть серп в руках Бога и в руках ангела, дабы отделить зерна от плевел.

Альбрехт Дюрер. Вавилонская блудница. Ангел с камнем, подобным жернову. 1496-1497

Альбрехт Дюрер. Вавилонская блудница. Ангел с камнем, подобным жернову. 1496-1497

Вавилонская блудница, воплощение всякого греха, торжественно восседает на семиглавом звере. На ней роскошное платье, обнажающее плечи, головной убор знатной венецианки, в правой руке она держит богато украшенную чашу, и в целом образ ее столь прельстителен и обманчив, что никто в толпе, поклоняющейся ей, не обращает внимания на то, что она сидит на монстре, а чаша ее наполнена скверной. Но в Откровении говорится о неизбежности Божьего Суда, в результате которого все греховное и лживое будет повержено. В верхней части листа появляется ангел с жерновом, который он готовится бросить в море. Точно также падет Вавилон, город греха, и с ним блудница, пока еще обольщающая людей.

Альбрехт Дюрер. Ангел низвергает скованного сатану в бездну; видение Небесного Иерусалима. 1496-1497

Альбрехт Дюрер. Ангел низвергает скованного сатану в бездну; видение Небесного Иерусалима. 1496-1497

Это последняя композиция серии Дюрера, в которой наконец наступает умиротворение после всех страшных событий, представленных в предыдущих гравюрах. Сатана заточен, низвергнут в бездну, и занятно видеть огромный ключ в руках Ангела и настоящий люк над бездной, куда погружается искуситель. А в верхней части композиции другой ангел стоит на горе с Иоанном и показывает ему город, Небесный Иерусалим, уготованный праведникам.

Все картины кликабельны.

Государственный Музей архитектуры им.А.В.Щусева находится по адресу: Москва, ул.Воздвиженка, дом 5/25

Выставка открыта до 1 февраля 2013 года.

Понравилась статья? Нажми на кнопочки!

Комментариев: 47
  1. Лариса
    • admin
  2. Лариса
    • admin
  3. Наталья
    • admin
  4. Елена Кутявина
    • admin
  5. Юлия
    • admin
  6. Дмитрий Сергеев
    • admin
  7. Людмила
    • admin
  8. Любовь
    • admin
  9. Людмила
    • admin
  10. Юрий
    • admin
  11. Любовь
    • admin
  12. Илья
    • admin
  13. Дмитрий Сергеев
    • admin
  14. Светлана
    • admin
  15. Нина
    • admin
  16. Дмитрий
    • admin
  17. Алексей Виноградов
    • admin
  18. Lada
    • admin
  19. Тамара
    • admin
  20. Василий
    • admin
  21. admin
  22. Елена Картавцева
    • admin
  23. Андрей
    • admin
  24. Юлия
    • admin

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *