Главная » Натюрморт » Натюрморт. Метаморфозы. Обманки. Часть 1

Натюрморт. Метаморфозы. Обманки. Часть 1

В Государственной Третьяковской Галерее на Крымском Валу недавно проходила замечательная выставка «Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности». Выставка настолько масштабная и интересная, что мне трудно выбрать художественные темы и картины, чтобы привлечь дорогих моих гостей. Привлечь не к моему сайту, а именно к этой грандиозной, прекрасной экспозиции, которая составлена из 200 произведений, привезенных из 17 музеев. Из них более 150 работ принадлежат старым мастерам, они мало известны широкой публике. Чаще всего имена художников неизвестны. В ХVIII-XIX веках натюрморт в академическом искусстве принадлежал к низшей ступени. Это отношение к жанру в какой-то мере сохранилось до сих пор.

Выставка - Натюрморт. Метаморфозы. Третьяковская галерея

Выставка — Натюрморт. Метаморфозы. Третьяковская галерея

Хорошо известна любовь Петра I к всевозможным раритетам, в том числе курьезным. Именно первая половина XVIII века стала периодом расцвета разнообразных «ученых» натюрмортов. В Амстердаме, на аукционе произведений искусства, Петр I познакомился с швейцарцем Георгом Гзелем и пригласил его в Россию, чтобы хранить и пополнять коллекцию картин в Петергофе.

Неизвестный художник 2-й половины XVIII века. Натюрморт, обманка

Неизвестный художник 2-й половины XVIII века. Натюрморт, обманка

Натюрморт — обманка

Основная деятельность Гзеля оказалась связанной с петровской Кунсткамерой. В эпоху барокко ценились не только занимательные предметы, но и необычные способы их показа, вызвавшие к жизни особый, «кунсткамерный» тип натюрморта. На картинах, представляющих внутренность шкафов и полок, изображались различные диковинные вещицы: экзотические раковины и чучела животных, произведения живописи, изделия из драгоценных материалов, приборы и инструменты.

Григорий Теплов. Натюрморт с нотами и с попугаем. Обманка

Григорий Теплов. Натюрморт с нотами и с попугаем. Обманка

К 1730-1840-м годам относятся так называемые кабинетные натюрморты, представляющие разновидность живописных обманок, одного из самых интересных художественных явлений эпохи барокко. В отличие от кунсткамер, предполагавших показ редкостных, удивительных предметов, в кабинетных обманках собраны вещи, типичные для своего времени и характеризующие круг занятий и интересов их обладателей. Интересно, что кабинетные натюрморты писали преимущественно любители.

Григорий Теплов. Натюрморт. Обманка. 1737

Григорий Теплов. Натюрморт. Обманка. 1737

На полотнах Григория Теплова, Трофима Ульянова и их неизвестных современников представлены книги, гравюры, письма, календари, картинки, подвешенные на ленточках часы, всевозможные кабинетные безделушки. Доски, на которые это все крепилось, тоже были нарисованы на холсте! Стремясь создать иллюзию подлинности вещей, художники показывали их тесную связь с жизнью человека и текущим временем, поэтому письма изображены надорванными, гравюры и книги – потертыми, вещицы – покрытыми пылью.

Трофим Ульянов. Натюрморт с книгами. Обманка. 1737

Трофим Ульянов. Натюрморт с книгами. Обманка. 1737

В российских музейных собраниях хранятся обманки в виде человеческих фигур. Прежде всего они создавали игровые и театральные эффекты, украшая собой интерьеры и парки. Иногда они использовались как подставки для ваз или каминные экраны. Обратите внимание на метаморфозы, произошедшие с фигурными обманками за прошедшие столетия.

Леонов Г.К. Натюрморт. Обманка. 1889

Леонов Г.К. Натюрморт. Обманка. 1889

В XIX веке живописные и графические обманки встречаются лишь изредка, но так же, как и раньше, их авторами являются дилетанты. Примечателен рисунок «отставного гражданского кондуктора» Г.К.Леонова с надписью о длительности потраченного на картинку труда: «Рисовал 345 часовъ».

Кабаков И.И. Мастера искусств. Обманка. 1981

Кабаков И.И. Мастера искусств. Обманка. 1981

Мордвинов А.Н. Натюрморт. Подрамник, папка и гипсовый барельеф. Обманка. 1857

Мордвинов А.Н. Натюрморт. Подрамник, папка и гипсовый барельеф. Обманка. 1857

Неизвестный художник. Пожилая крестьянка. Бородатый крестьянин. XVIII век. Фигурная обманка

Неизвестный художник. Пожилая крестьянка. Бородатый крестьянин. XVIII век. Фигурная обманка

Назаренко Т.Г. Инвалид войны (фигурная обманка). 1995

Назаренко Т.Г. Инвалид войны (фигурная обманка). 1995

 

Понравилась статья? Нажми на кнопочки!

Комментариев: 60
  1. Elena
    • Валентина Кирс
  2. Анна
    • Валентина Кирс
  3. Елена
    • Валентина Кирс
  4. Наталья
    • admin
  5. ladybloger
    • admin
  6. Наталья
    • admin
  7. Natalya
    • admin
  8. Наталья
    • admin
  9. Сергей
    • admin
  10. admin
  11. ra sva
    • admin
  12. Natabul
    • admin
  13. Елена
    • admin
  14. Татьяна
    • admin
  15. Татьяна
    • admin
  16. Светлана
    • admin
  17. Василий
    • admin
  18. Алина
    • admin
  19. admin
  20. фиалка молчаливая
    • admin
  21. Лидия
    • admin
  22. Екатерина
    • admin
  23. Larisenok
    • admin
  24. Елена
    • admin
  25. Искандер
    • admin
  26. Хуторная Елена
    • admin
  27. Марина
    • admin
  28. Ольга
    • admin
  29. Елена Картавцева
    • admin
  30. Марат
    • admin
  31. Дмитрий
    • admin

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *